Выбираем шлем для мотоцикла

 мотошлемМотошлем, пожалуй, самый важный предмет из всей экипировки мотоциклиста, поскольку он защищает голову и шею от травм в случае ДТП, а также от пыли, встречного ветра, холода, дождя и снега.

Как выбрать мотошлем?

Задаваясь вопросом о том, как выбрать мотошлем, стоит сначала разобраться в существующих видах мотоциклетных шлемов, в их особенностях и в механизме шлема. Перед покупкой необходимо определиться, какой тип шлема подходит для конкретной задачи, а в процессе приобретения ? правильно выбрать размер.

Мотошлемы подразделяются на два основных класса ? дорожные и внедорожные. Первые предназначены для удобства вождения мотоцикла на скоростных автомагистралях; вторые отличаются качественной системой вентиляции, их удобно выбрать для невысоких скоростей.

На оболочке шлема снаружи или изнутри обязательно должна быть этикетка со стандартами следующих организаций: DOT (Американского транспортного министерства); SNELL (фонда Снелла); ANSI (Института стандартов Америки); которыми установлены жесткие критерии:

  • проникновения, то есть способности мотошлема не пропускать удар заостренного предмета;
  • воздействия, способности шлема поглощать удар;
  • удержания, то есть способности ремня на подбородке сохранять свое положение без деформации;
  • периферийного зрения, предполагающего с каждой из сторон минимальный обзор в 120?.

Структура шлема

мотошлем изнутриЛюбой мотошлем имеет несколько слоев:

  • Внутренний слой (гигиенический) из поролона и плотной ткани, пропитанной противомикробным составом. Ряд моделей имеют съемные  детали, позволяющие регулировать посадку и размер мотошлема.
  • Средний слой (чаще всего ударопоглощающий пенопласт), обладающий рассеивательной способностью, предотвращающий точечный удар в голову. Этот слой в значительной степени определяет удобство всего шлема.
  • Внешний слой, состоящий из цельного или положенного разнонаправленными слоями пластика,  со вставками из поликарбоната или выполненный целиком из твердого карбона. Последний вариант ? самый дорогой, но и самый надежный ? человеку в таком шлеме не страшны самые сильные удары.

Важным аспектом является количество воздуховодов в защитном шлеме. Их недостаток создает чувствительный дискомфорт, а при избытке лишние дюзы можно просто закрыть. Внутренние вентиляционные отверстия не должны быть направлены в глаза во избежание попадания пыли и влаги —  и на стекло, иначе оно будет запотевать.

Мотошлем не может полностью поглощать шум, его уровень зависит от степени прилегания визора, размещения воздуховодов и иных факторов.

Помимо стандартного прозрачного забрала встречается дополнительный затемненный вариант ? для туристических маршрутов или для города. Следует проверять степень его прилегания к пазам, чтобы избежать появления царапин в будущем.

Застегивающие приспособления подразделяются на:

  • упрощенные (защелки, затяжки), фиксирующиеся одной рукой, более подходящие для городских моделей;
  • D-кольца. Они сложнее застегиваются, но гораздо более надежны.

На что обращать внимание при покупке

кроссовый мотошлемПри покупке шлема нельзя упускать из виду ее главное предназначение, не зависящее от специфики использования мотоцикла  — защиту головы водителя. Разнообразие видов мотошлемов основывается на различиях в конструкции оболочки. Классификация шлемов включает следующие варианты:

  • Интеграл или Full Face. Предназначен для движения на высокой скорости, удобен для езды на спортивных мотоциклах. Мотошлем обладает высокой степенью обтекаемости и защищает от ударов и шума. В зависимости от расположения визора такие шлемы подразделяются на гоночные и туристические. Из-за специфики посадки водителя расположение визора в первом случае на несколько сантиметров выше.
  • Модуляр или Flip up. Похож на первый, однако имеет полностью откидную переднюю часть и подъемный визор. Такой тип шлема удобен для туристических поездок, поскольку позволяет попить воды и позвонить, не снимая шлема. Но на большой скорости модуляр издает неприятный свист из-за неплотного прилегания, а при длительном использовании откидная часть может разболтаться и прилегать неплотно.
  • Открытый, Jet или ?.  Шлем для коротких расстояний и небольших скоростей. Лицо водителя защищено стеклом, однако горло ничем не прикрыто.
  • Половинка, Braincap или ?. Закрыта только верхняя часть головы, слабая степен защиты. Такой шлем выбирают ради создания имиджа или же для неспешных передвижений вне города. Сертификат безопасности на подобные шлемы в большинстве случаев не предоставляется, а производители часто предупреждают возможных покупателей о неэффективности использования таких шлемов по назначению.
  • Кросс-эндуро. Оснащен козырьком от солнца и усиленной передней частью. Мотошлем обладает хорошей вентиляцией, небольшим весом и высоким защитным уровнем. К недостаткам можно отнести козырек, который при высокой скорости создает эффект крыла и увеличивает уровень травматичности.

Какого размера должен быть шлем

Перед примеркой лучше снять серьги или другие аксессуары, которые могут помешать. Расположите шлем на уровне талии отверстием для головы вверх. Большими пальцами обеих рук растяните горловину так, чтобы в нее пролезла голова и надевайте шлем.

мотошлемы разные

Для того, чтобы определить, насколько комфортен мотошлем, необходимо полностью надеть его и застегнуть до конца застежки, а затем подвигать шлем в разные стороны. Если при движении шлема ощущается натяжение кожи головы, это подходящий Вам размер. Можно попробовать подтащить пристегнутый шлем к груди, потянув за кромку в затылочной части, а затем назад. Если шлем невозможно снять даже прикладывая усилие, значит, выбор правильный. Со временем шлем разнашивается, к окончанию первого сезона он может увеличиться на 1-2 размера и вновь встанет вопрос, как выбрать мотошлем.

Размер мотошлема слишком большой, когда:

  • при сильных движениях головой шлем скользит;
  • его можно снять при помощи одной руки;
  • надевание не сопровождается сопротивлением, требующим некоторого усилия.

Размер мотошлема меньше необходимого, если:

  • он слишком туго размещается на голове;
  • ощущаются дискомфорт, через несколько минут примерки возникают зуд, сыпь или даже болезненные ощущения.

Чтобы определить размер мотошлема, чуть выше линии ушей и бровей обмеряется окружность головы водителя. Полученное значение сверяется с таблицей размеров производителя. Важно иметь в виду, что один и тот же размер у разных изготовителей может различаться. Не рекомендуется производить покупку без примерки. Даже модели одной марки могут ощущаться по-разному, хотя таблица размеров указывает на их идентичность. Стоит подобрать несколько моделей, примерить их все и только потом принять окончательное решение.

Жесткая внешняя оболочка и внутренние прокладки могут поглотить большую часть силы удара, но со временем эти качества ослабевают. Потому не стоит выбирать подержанный мотошлем. Модели с выступающими частями (горбами, вырезами, воздухозаборниками) резко увеличивают вероятность травмирования при ДТП. Эти детали способствуют понижению уровня шума и турбулентности, и, кроме того, стильно смотрятся, но при падении опасны. Поэтому наиболее безопасный вариант — шлем с гладкой поверхностью без выступающих частей.

Если после удара на шлеме нет внешних повреждений, стоит всё же приобрести новый мотошлем. Защитные качества поврежденного шлема, вероятнее всего, сильно снизились за счет резкого сжатия внутреннего пеноматериала, а на поверхности могли возникнуть микроскопические трещины, из за которых верхний слой не сможет распределить силу следующего удара.

Основной задачей при покупке является выбор мотошлема с самым малым весом и большой прочностью, подходящего по размеру и форме головы водителя мотоцикла. Материал шлема не столь важен, как соответствие стандартам и сертификат о безопасности.

go-top