«Буранные» сани

Сани для «Бурана»Сейчас многие любители порыбачить или поохотиться приобретают снегоходы «Буран». Но, несмотря на все достоинства его стандартного багажника, для размещения всего необходимого зачастую не хватает места.

Можно приобрести в торговой точке сани-волокуши, но обычно в магазинах имеются не самые лучшие варианты: сани либо стоят дорого, либо не удовлетворяют нужных потребностей, к тому же они изготовлены из пластика. Как известно, пластик стойкостью к механическим повреждениям и долговечностью не отличается. Не всегда удается зимой передвигаться по глубокому снегу, часто нужно проехать и по наледи, и по голой земле – днище не выдерживает и протирается.

Универсальных саней на все случаи жизни для «Бурана» не существует, все зависит, от специфики дороги, рельефа, снежного покрова и других факторов. У завзятого рыбака или охотника всегда имеется несколько разных саней для различных ситуаций, что практично и удобно.

При выборе конструкции самодельных саней следует решить некоторые задачи, связанные с подбором нужных материалов для изготовления, и определится с конструкцией. Для передвижения по глубокому снегу можно использовать пластик, для дорог, изобилующих камнями, потребуются лыжи из металла, при перевозке пассажиров конструкцию понадобится оборудовать амортизаторами.

Сани для «Бурана»Все виды известных сейчас саней можно разделить на четыре группы:

  • сани-волокуши;
  • для грузовых перевозок;
  • для транспортировки пассажиров;
  • самодельные.

Волокуши для «Бурана»

Волокуши относятся к числу наиболее часто используемых саней, благодаря своей конструктивной простоте и невысокой стоимости. Несмотря на свою простоту у таких моделей имеется несколько недостатков: у них очень легко повреждаются передние углы корпуса, маленькая грузоподъемность, неустойчивость на крутых склонах, намокание уложенного груза при езде по шуге или воде. Достоинствами волокуш являются: небольшой вес, низкое расположение центра тяжести, быстрая укладка грузов, слабо обмерзающий корпус из пластика, отличная буксировка по воде.

Для перевозки грузов

Такие сани являются более сложными по своей конструкции (в отличие от пластиковых волокуш) и пользуются популярностью у владельцев снегоходов «Буран». Скольжение по поверхности у них обеспечивается лыжами, нередко на такие модели монтируют подвеску с амортизаторами. Главными достоинствами этого грузового транспортного средства для является: большая грузоподъемность, хорошие ходовые свойства, зависящие от конструкции подвески и площади лыж, небольшая площадь контакта с дорогой, равная площади лыж.

Сани для «Бурана»Широкая лыжная база дает хорошую устойчивость при крутых виражах и маневрах, а наличие коньков на подошвах лыж обеспечивает отличное удержание заданного курса. Благодаря высокому расположению грузовой площадки груз хорошо защищен от попадания воды. К недостаткам такой модели относится их большая собственная масса и обмерзание корпуса из-за наличия множества металлических деталей. Подобная модель наилучшим образом подходит для снегохода «Буран».

Для перевозки пассажиров

Такие модели довольно редко встречаются из-за их высокой стоимости и отсутствия правильно обустроенных и подготовленных маршрутов передвижения снегоходной техники. В основном можно увидеть пассажирские модели, изготовленные своими руками умельцами, в виде пластиковой капсулы с лыжами, снабженными амортизаторами или рессорами. Также встречаются конструкции с открытым верхом, но они менее комфортны, так как выхлопные газы от двигателя «Бурана» попадают прямиком на пассажиров.

Процесс изготовления саней самостоятельно

Сани для «Бурана»В первую очередь нужно сделать чертеж и эскиз, на нем нужно нарисовать конструкцию отдельных элементов: самодельного кузова, рамы, прицепного устройства, схему амортизации. Обозначить расположение, схематический план лыж и элементы их крепления, сделать точный расчет размеров конструкции для определения количества требуемых материалов для постройки.

Для изготовления саней для снегохода буран из металлических труб вам потребуется:

  • металлические трубы разного диаметра;
  • ножовка по металлу;
  • острый нож;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • болты и гайки;
  • уголки из металла.

В первую очередь изготавливается самодельный каркас.

  1. Сани для «Бурана»Тщательно размечаются на трубах места разрезов и отрезаются по размеру болгаркой под углом в 45 градусов.
  2. Ввиду того, что каркас изготовляется прямоугольной формы, потребуется два длинных куска труб для продольных элементов корпуса и два коротких – для поперечных.
  3. Далее каркас укладывается на ровную поверхность в соответствии с размерами, без перекосов, и производятся сварочные работы. Также можно соединить с использованием металлических уголков на болтах. После этого каркас переворачивают и скрепляют углы таким же образом. Для повышения прочности можно перпендикулярно вставить два-три куска трубы и приварить или закрепить так же, как углы.

При изготовлении стоек для начала определите высоту будущих саней для снегохода, стойки не должны быть очень высокими, так как возникнет вероятность частого опрокидывания, а слишком низкие будут неудобны в эксплуатации. Оптимальная высота будет около 25–35 см, и стойки потребуется нарезать такого размера.

Отрежьте от трубы 6–8 отрезков равной длины, при большем количестве самодельных стоек конструкция будет прочнее. После этого подгоните их круглым напильником для более плотного прилегания к каркасу.

Сани для «Бурана»После зачистки и проверки прикрутите самодельные стойки к каркасу, используя сварку или уголки и болты. Нижние концы стоек при использовании для лыж труб делайте полукруглыми, если лыжи будут плоскими, торцы делают ровными.

Теперь можно изготовить и закрепить самодельные лыжи. Круглая форма не очень эффективна в эксплуатации, полозья будут проваливаться в глубокий снег, маневренность буде хуже. Плоскими полозьями легче управлять, они более устойчивы и на поворотах сани не опрокинутся.

Какие лучше сделать лыжи, определяйтесь сами. Их можно изготовить практически из любого материала: металла, древесины, пластика, полиэтилена и др. При загибании полозьев выгните концы кверху, обязательно проконтролируйте симметричность загиба обеих лыж. Теперь их можно прикрепить к стойкам, а загнутые концы лыж – к верхней части уже готового каркаса.

Для спинки самодельного сиденья используйте трубы, согнув их под углом 90 градусов с нагревом места сгиба, и закрепите сиденье с помощью уголка и болтов. Впереди сиденья можно сделать ручку для удержания сидящего.

Сани для «Бурана»Самодельное сиденье можно сделать из куска клееной фанеры, оргалита или сбить из дощечек. Выпилите прямоугольный кусок, по его размеру вырежьте кусок поролона и оббейте сверху кожей, ее заменителем или плотной тканью. Теперь прикрепите сиденье к каркасу саморезами или болтами.

На этом процесс самодельного изготовления из минимума материалов прицепного средства для перевозки грузов или пассажиров для «Бурана» закончен. Готовое изделие при желании можно дополнить множеством полезных аксессуаров: руль, багажник, разные удерживающие приспособления и т. д.

Если вы не имеете возможности сделать самостоятельно такое изделие, то можно приобрести готовые заводские из образцов наиболее подходящих для снегохода «Буран»:

  • ПГД-2500: снабжена прицепным устройством, масса – 40 кг, грузоподъемность – 150 кг; стоимость – около шести тысяч рублей;
  • модель ПГК-2000: масса – 35 кг, грузоподъемность – 150 кг; стоимость – пяти с половиной тысяч рублей;
  • сани-волокуши ПГВ 2300 с прицепным устройством и амортизирующим механизмом: масса – 14 кг, грузоподъемность – 180 кг, стоимость – около шести с половиной тысяч рублей.

go-top