Легенда русского Севера, снегоход «Буран», уже более 40 лет выпускается на машиностроительном заводе в г. Рыбинске. Сейчас производитель, ОАО «Русская механика», изготавливает не только снегоходы, но и другую всесезонную мотовездеходную технику.
Популярной версией известного покорителя снежных просторов является модель «Буран-4тд». Руководство предприятия проводит политику улучшения и модернизации существующей линейки снегоходов для удовлетворения растущих потребностей потенциальных клиентов.
Современная жизнь снежного вездехода
Устройство нынешнего «Бурана» существенно отличается от своего предка. Хотя технические принципы исполнения остаются неизменными, эксплуатационные и технологические качества со временем выросли. Первые снегоходы отличались простотой и неприхотливостью, сейчас модернизация машин идет в сторону увеличения потребительских качеств.
В настоящее время снегоход комплектуется как отечественными, так и импортными составляющими. Применение японского карбюратора «Микуни» внесло свою долю усовершенствования в эволюции аппарата. Оснащение несколькими моделями вариаторов («Альпина», «Барс», «Сафари», «Арктик») дает возможность выбирать различные технические характеристики снегохода.
Современный «Буран-4тд» представляет собой двухместный аппарат на удлиненной раме, оснащенный четырехтактным двигателем мощностью 29 л.с., бензобак емкостью 28 литров с воздушным охлаждением. Новое исполнение имеет впрысковый мотор вместо карбюраторного предшественника, произведена модернизация блока управления и системы выпуска.
Руководство по эксплуатации «Бурана» описывает стандартное устройство снегохода, в котором крутящий момент двигателя через систему трансмиссии и гусеничной передачи преобразуется в поступательное движение. Управление скоростью осуществляется через вариатор, двухступенчатая коробка передач с реверсом обеспечивает передачу момента от мотора на ходовую часть. Машина имеет модификации с ручным или электростартером. Габаритные размеры, мм (Д-Ш-В) — 3100-910-1335, максимальная скорость — 55 км/ч.
Усовершенствования аппарата
Вариатор, карбюратор, коробка передач и другие узлы трансмиссии вследствие суровости условий эксплуатации вездехода предусматривают повышенный запас прочности. Однако использование снегохода в сложных климатических условиях и при повышенных нагрузках вносит свои коррективы в процессы ремонта и самодельные усовершенствования. Переделанный вездеход может иметь различные вариаторы, увеличенный бензобак, импортный карбюратор и другие модернизации. Завод-изготовитель рекомендует проводить гарантийный ремонт и первые сервисные обслуживания у официальных дилеров, но народные умельцы самостоятельно улучшают свои машины, руководствуясь собственным пониманием эксплуатации и требуемых характеристик.
Вариатор. В серийном исполнении на «Бураны» устанавливается вариатор «Альпина», но в продаже предлагается и модель «Барс», имеющая иные технические характеристики. На низких оборотах двигателя «Барс» позволяет увеличить крутящий момент, что заметно повышает тяговые возможности вездехода при буксировке или движении по глубокому снегу. «Альпина» славится своими скоростными качествами и надежностью даже с настройками из руководства по эксплуатации.
Различные регулировки и переделанный вариант трансмиссии позволяют мастеровитым пользователям повысить технические показатели снегохода. Только накопленный опыт и длительное пользование позволяет сделать выбор: поставить «Барс» или «Альпину». Бывалые владельцы снегоходов выкладывают в Интернете множество советов и рекомендаций по модернизации и ремонту аппаратов. Сколько людей, столько и мнений по заводской комплектации, где установлена «Альпина».
Карбюратор. Владельцы аппаратов предпочитают заводскому варианту японский карбюратор «Микуни». Конечно, требуются самодельные внедрения, но это не пугает истинных фанатов снежных гонок. Изначально эта модель производилась только в Японии, но в последнее время появились более дешевые китайские аналоги. «Микуни» позволяет усилить динамику разгона и существенно экономить топливо, поэтому этот карбюратор становится все более популярным. Руководство по эксплуатации предлагает стандартные настройки. Самодельные доработки касаются переделки жиклёров, регулировки положения дроссельной заслонки и винта качества топливной смеси. На тематических форумах заметно, что модернизация карбюратора «Микуни» приносит большое удовольствие отечественным рационализаторам.
Коробка передач. Модернизация этого узла заключается в дополнении новыми деталями для лучшего натяга цепи и внедрения пониженных передач. Зачастую, преобразованный агрегат устанавливается взамен изношенного заводского. Реконструированные коробки увеличивают срок эксплуатации снегохода и повышают проходимость.
Остальные составляющие элементы снегохода (гусеницы, бензобак, сиденье, передний обтекатель) реже подвергаются переделкам. В Интернете есть официальные страницы изготовителя, на которых техническое руководство предприятия следит за предлагаемыми апгрейдами. Обратная связь с потребителями позволяет внедрять удачные новшества в производство и улучшать качество машин.
Переделанный «Буран-4тд» по техническим показателям становится в один ряд с импортными снегоходами. Самодельные обновления благоприятно сказываются на качестве машины. В ход идут оригинальные запчасти и переработанные детали от других мотоциклов и автомобилей. Стандартная схема карбюратор — двигатель — вариатор обросла различного рода дополнениями и улучшениями. Эта модернизация не соответствует заводскому руководству по эксплуатации, но всякое устройство рано или поздно требует доработки и реконструкции.