Для быстрого передвижения и перевозки грузов по снегу служит неприхотливый и надежный снегоход «Буран». Обладая хорошей маневренностью, он может без труда преодолевать как заснеженную целину, так и лесные участки. За счет простоты устройства эта машина отличается легкостью эксплуатации и непритязательностью обслуживания. Одним из надежных узлов данного снегохода является его система зажигания.
Разновидности систем зажигания
До девяностых годов снегоходы марки «Буран» были оборудованы простым контактным зажиганием, которое в начале 90-х заменило электронное шестиконтактное. В его состав, кроме кнопок и проводов, входили такие основные элементы:
- коммутатор, имеющий шесть выводов с разъемами или клеммами на концах проводов;
- основание (магдино) с двумя управляющими катушками;
- маховик с магнитами;
- бобина (высоковольтный трансформатор), из которой идут провода на свечи. Их существует два вида: двойная и одинарная бобина, что соответствует подключению необходимого числа свечей. В случае использования одинарного трансформатора на «Буране» подключения устанавливается два.
Особенностью данного зажигания являлась передача двух управляющих сигналов, благодаря которым образовывалась искра на свечах и более точно формировался угол опережения зажигания.
Но со временем самым распространенным вариантом для данных снегоходов стало пяти контактное зажигание. Оно получило популярность благодаря тому, что требуемые характеристики стало возможным добиться с помощью одного управляющего импульса и соответственно — одной катушки. Поэтому в нем коммутатор имеет пять проводов (на один вывод меньше).
Благодаря уменьшению составляющих (исключения из схемы одной катушки) пятиконтактное устройство стало более простым и надежным, соответственно, этому варианту при выборе стали отдавать предпочтение.
Установка и регулировка зажигания
На снегоходе «Буран» пятиконтактное зажигание монтируется согласно схеме. Его подключение и установка проходит в таком порядке:
- в коммутаторе белый провод замыкают на корпус (массу). Это следует сделать качественно, иначе работа данного устройства станет невозможной;
- на трансформатор подводится синий провод коммутатора, включив в цепь замок зажигания. Второй провод трансформатора заземляется;
- на зарядную катушку (через аварийный выключатель и кнопку «стоп») идут два провода — черный и красный;
- последний, желтый (иногда — зеленый), провод крепится к управляющей катушке на магдино.
После монтажа следует установка УОЗ с помощью стробоскопа, для каждого мотора и коммутатора эти значения индивидуальны. Как пример возьмем 34-сильный мотор и коммутатор 453631.006-01 и рассмотрим, какой будет заводская установка данного угла при разном количестве оборотов.
Изначально выкрутив левую свечу, выставляем данный поршень в ВМТ (верхнюю мертвую точку). Самому это можно сделать с помощью шила или отвертки, которые вставляются в отверстие от свечи. После чего нужно поставить метку (краской или лаком для ногтей) на шкиве вариатора, а напротив нее еще одну на кожухе охлаждения. Запитав стробоскоп и подсоединив провод сигнала к высоковольтному проводу свечи, следует завести снегоход. Заводская установка угла выглядит так:
- минус 1,5C° с погрешностью +/- 0,5 при оборотах в минуту 400;
- 9C° с погрешностью +/- 2 при оборотах в минуту 3000;
- 11C° с погрешностью +/- 2 при оборотах в минуту 5500.
Производители систем зажигания и примерные цены
Для снегохода «Буран» пятиконтактное зажигание, в основном, выпускают отечественные производители:
- уфимское предприятие ФГУП «УАПО»;
- рыбинский завод ОАО «РЗП»;
- московское предприятие ООО «Компания Флэймз».
В продаже можно найти:
- коммутатор стоимостью от 900 до 1400 рублей;
- маховик в пределах от 1700 до 2100 рублей;
- основание (магдино) колеблется от 1100 до 1400 рублей;
- трансформатор можно подыскать в пределах от 600 до 900 рублей.