«Рысь» – лесной мотохищник из Башкирии

Снегоход ?Рысь?«Рысь» — это название снегохода стало известно широкой общественности в 1991 году, когда на моторостроительном объединении в Уфе был выпущен первый высококлассный вездеход для покорения снежных равнин. Он быстро завоевал популярность в различных областях жизнедеятельности человека.

Значительная территория РФ часто покрыта снегом. Широкая гусеница «Рыси» пришла на помощь пограничникам, охотникам и геологам. Пройдя испытания в условиях Якутии, уфимские машины показали довольно хорошие результаты своей работы. Они бесперебойно переносили морозы до -40 градусов и могли передвигаться по насту с приличной скоростью. При этом вездеходы показывали удивительную проходимость по глубокому снегу и высокие маневренные характеристики. Спорт также не остался в стороне. Для этих целей был полностью модернизирован один из серийных снегоходов.

В 2009 году выпуск этих машин прекратили. Но и сегодня по снежным просторам летят вёрткие «лесные хищники».

Модельная линейка снегоходов «Рысь»

Главные представители семейства «Рысь» — модели  113, 119, 500 и 440.

За восемнадцать лет снегоход «Рысь» множество раз менял свои модификации. Начиная с первых моделей, УМПО не прекращало поиска наиболее удачного решения для улучшения надёжности отечественных снегоходов.

Снегоход ?Рысь?Первенцем считается «Рысь» 113. Прообразом этой модели стал проверенный временем Arctic Cat. Копия вышла не очень удачной. Для облегчения машины двигатель 113-й модели был выполнен с использование лёгких металлов. Цилиндры из алюминия, покрытые кремниевым напылением, не выдерживали серьёзных нагрузок. Отсутствие гильзы давало отрицательные результаты. Поймать «клина» можно было уже на первых десятках километров непрерывного движения.

Модель 119 получила значительные изменения. Выполненная в туристическом варианте, она превосходила своего предшественника. Был улучшен дизайн: снегоход получил изменённый капот и поддон, который позволял лучше преодолевать снежные преграды. Использование гильз и более мощное охлаждение привело к снижению поломок на «Рысь 119», связанных с работой цилиндров.

Следующим снегоходом была «Рысь-спорт» 121. Эта модель стала вариантом 119. Снегоход вышел немного короче, но получил выигрыш в маневренности.

Топовыми в линейке уфимских производителей можно считать машины «Рысь» 500. Главным их отличием стали карбюраторы фирмы «Микуни». Снова был изменён капот. Гусеница достигла ширины 500 мм. 500 МП оснащалась шестерёнчатой коробкой передач. Все снегоходы получили электроподогрев ручек руля.

На сегодняшний день в широком применении находится УС -440, который является модификацией пятисотки.

Основные характеристики

Снегоход ?Рысь?Несмотря на множество недостатков, «Рысь» имеет неплохие показатели для машин своего класса. Усреднённые ТТХ:

  • пассажировместимость — 2 чел.;
  • габариты — длина 3200 мм, ширина 1240 мм, высота 3200 мм;
  • гусеница — от 380 до 500 мм;
  • вес — до 280 кг;
  • бак — 18 л.


Двигатели:

  • тип — двухтактный, двухцилиндровый для моделей 113 и 119, четырёхтактный для 500 и 440;
  • топливо — бензин А92 (карбюратор);
  • объём — от 431 до 440 куб. см.;
  • мощность — от 38 до 42 л. с.;
  • охлаждение — воздушное, принудительное;
  • расход топлива — 20 л на 100 км;
  • скорость — от 60 до 90 км в час.

«Рыси» имеют высокое стекло с окантовкой, защищающее от встречного воздушного потока, электроподогрев ручек, оснащены тахометрами и вместительным багажником. Снегоход способен без труда буксировать сани весом до 250 кг. Гусеница из резины имеет армированные стержни.

Особенности неполадок и ремонт «Рыси»

Снегоход ?Рысь?Как и любая техника, которая постоянно находится в эксплуатации, тем более, если она работает в экстремальных условиях, снегоходы нередко подвергаются поломкам. Неисправности проявляются в двигателе и ходовой подвеске. Быстро изнашиваются гусеница и ремень вариатора.

Двигатель. Как бы ни ругали двигатели снегоходов, они не так уж плохи. Поломки происходят обычно по причине естественного износа деталей. К частым неполадкам можно отнести следующие:

  • неравномерность в работе;
  • повышение вибрации и стук;
  • падение мощности;
  • повышенный расход бензина;
  • утечки масла.

Проблемы с запуском могут осуществляться по вине карбюратора. После того, как на снегоходах стали ставить японский карбюратор «Микуни», многие проблемы отпали сами собой. «Микуни» доказал свою работу на протяжении значительных периодов эксплуатации. Неполадка обычно скрывается в износе запорного конуса в клапане. Дефект можно устранить при помощи притирки.

Свечи — больной вопрос двухтактных двигателей. Смешение бензина и масла приводит к отсыреванию свечи. При таких условиях холодный запуск становится невозможным. При дальних поездках необходимо иметь в запасе одну-две свечи. На запуск двигателя также могут влиять неурядицы с карбюратором и лепестковыми клапанами.

Снегоход ?Рысь?Охлаждение четырёхтактного двигателя снегохода происходит за счёт попадания снега в заборник. При долгом движении по льду и сухому насту возможен быстрый перегрев мотора. Необходимо найти участок с подтаявшим снегом или водой.

Переборка движка занимает порядочное количество времени и требует хороших знаний в технике. Если дело не в простой замене прокладок, желательно обратиться в техцентр.

Электрочасть. При пропадании искры машина начинает глохнуть. Если свечи заведомо в порядке, то причины скрыты в коммутаторе или катушке. Такие запчасти на «Рысь» несложно приобрести и заменить собственноручно.

Топливная система. Ненормальная подача бензина в двигатель при холодном запуске, а со временем и в разогретом состоянии свидетельствует о проблемах с бензонасосом. Хорошая чистка даёт положительные результаты. Подборка топливных систем на «Рысь» не составит особого труда.

Ремонт отечественных снегоходов не составляет стольких проблем, как их зарубежных аналогов. Многие оригинальные запчасти можно найти на прилавках автомагазинов. Некоторые из них вполне можно заменить мотоциклетными.

Заменить треснувшее стекло или устранить внешние повреждения можно самостоятельно.

Стоимость эксплуатации

Снегоход ?Рысь?Если учесть, что снегоход «съедает» примерно 20 л топлива на сотню, то развлечения на нём — не такая уж и дешёвая штука. Другое дело, когда он используется в коммерческих или промышленных целях.

Простота машин позволяет многие мелкие неполадки устранять в домашних условиях. Запчасти можно найти в любом специализированном магазине, стоимость их не так уж велика. Другое дело — услуги автомастерской.

Приблизительные цены автосервисов для «Рыси»:

  • диагностика двигателя — от 500 р.;
  • замена свечи — от 600 р.;
  • проверка электрики — от 500 р.;
  • замена фильтра — от 280 р.;
  • замена вариаторного ремня — от 1500 р.;
  • замена топливного фильтра — от 100 р.;
  • регулировка и промывка карбюратора — от 2500 р.

Отзывы о снегоходах марки «Рысь» довольно-таки противоречивы. Ясно одно: если человек любит скорость, снег и технику, то общение с такой машиной доставит ему много удовольствия.

go-top