Типы саней
Сани для снегоходов могут быть разных типов: волокуши, грузовые, пассажирские и самодельные. Волокуши — самые простые и недорогие — пластиковый лоток, на днище которого есть выступы, играющие роль полозьев. Остальные виды саней могут быть закрытого и открытого типа, они, в отличие от волокуш, оборудованы полозьями — лыжами.
Универсальных саней, подходящих под разный вид снежного наста — плотный или рыхлый — не существует. У заботливых хозяев, которые любят рыбалку, охоту и просто прогулки по снегу есть несколько видов саней для снегоходов. И это правильно.
Для каменистой местности нужны сани с металлическими лыжами, для глубокого снега — с пластиковыми. Для пассажирских саней — необходимы амортизаторы. Рассмотрим подробнее каждый тип саней для снегоходов.
Волокуши
Самый популярный и недорогой вид. Производятся из пластика, имеют простую конструкцию и небольшой вес, низко расположенный центр тяжести (а значит, вероятность перевернуться при движении крайне мала) и хорошее скольжение — поскольку обмерзание пластикового корпуса минимально. Такие сани неплохо ходят не только по снегу, но и по воде.
Но есть и недостатки. Сани не могут перевозить пассажиров, так как вся нижняя часть волокуш соприкасается непосредственно со снегом. Передние углы корпуса часто повреждаются. По каменистой местности на них не поездишь — можно пробить днище острыми камнями. В шуге снегоход с грузом на таких санях может промокнуть.
Подробнее про сани-волокуши.
Пассажирские
Пассажирские сани для снегоходов — это пластиковые капсулы, оборудованные подрессоренными лыжами. Бывают пассажирские сани и с открытым верхом, но они опасны для здоровья, поскольку выхлопы снегохода летят прямо в лицо пассажирам.
Лучше остановить свой выбор на закрытых вариантах пассажирских саней, оборудованных влагонепроницаемым тентом, способным укрыть пассажиров от вьюги, ветра, выхлопных газов снегохода или же пластиковым навесом, с которым пассажирские сани становятся похожими на карету или маленький домик. У всех качественных пассажирских саней подвеска на амортизаторах. Есть модели на двух-, четырех-, шести- и восьмиместные модели.
В пластиковых пассажирских санях есть окошки, сзади сани оборудованы багажником для вещей, внутри — удобные мягкие сиденья. Эффективная система амортизаторов, прочный стальной каркас, ограничитель вращающегося сцепного устройства и ремни безопасности делают это вид саней абсолютно безопасным. Борт саней должен быть высоким и закрытым, оборудованным отбойником от снега.
Грузовые
Главное в грузовых санях — лыжи и амортизирующий узел. Существуют специальные сани для перевозки длинных и крупногабаритных грузов. Главный плюс такого вида саней — их большая грузоподъемность и комфортный ход. Если сани оборудованы широкими лыжами, они будут устойчивыми при повороте, а если лыжи оснащены коньками, у таких саней отличная курсовая устойчивость на холмах и пригорках.
Из-за того, что платформа расположена высоко, на перевозимый груз практически не попадает снег и вода из-под полозьев, а если и попадает, то не накапливается. Среди туристов и любителей путешествий популярны и снегоходы с компактными санями-боксами.
Относительный недостаток таких саней — больший, по сравнению с волокушами, вес. Это объясняется наличием металлических деталей и узлов в их конструкции. Металлические детали часто обмерзают, поэтому у водителя снегохода с таким санями обязательно должен быть молоток-киянка, чтобы время от времени сколачивать лед.
На сани-платформы укладывать груз нужно аккуратно, равномерно сбалансировав его и расположив по центру саней, перед погрузкой необходимо удостовериться в герметичности упаковки. Для погрузки в сани-бокс эти правила можно не соблюдать, поскольку их зональность максимально безопасна, а бокс обеспечивает надежную защиту груза.
Самодельные
Самодельные сани очень популярны. Вот пара «рецептов», как сделать собственными силами сани для снегохода. Чтобы сделать сани для снегохода самостоятельно, возьмите профильную квадратную трубу с сечением 20х20 мм и толщиной стенок 2 мм. Она будет основой вашей конструкции. Сани для снегохода будут состоять из кузова (верхней части) и лыж (нижней части). Каркас кузова будет сварен из трубы. Самодельные сани такого рода будут прямоугольными с закругленным передом — для лучшего скольжения по глубокому снегу. Спереди под днище нужно наварить железный лист толщиной 2 мм.
К передней части кузова крепится дышло. Для этого нужно усилить место крепления дышла с помощью дополнительной стойки. Между соседними стойками наварить лист металла и врезать в него втулку. Обшить внутри кузов саней фанерными листами толщиной не менее 10 мм. Чтобы не утяжелять конструкцию, передний защитный лист можно не обшивать фанерой.
Хорошие сани своими руками можно сделать и из капроновой канализационной трубы. Самодельные сани с такими полозьями прекрасно скользят, не боятся даже самых сильных морозов, однако недолговечны и быстро изнашиваются, соприкасаясь с асфальтом и бетоном.
Отличные самодельные сани можно сделать своими руками из полиэтиленовых труб, загнутых с помощью нагревания. В трубах выпиливаются окна, в которые заправляются лапы стоек. Сиденья или поддон можно выстругать из досок.
Очень популярны полностью деревянные сани-нарты. Они могут перевозить до 800 кг груза. Сделанные своими руками сани будут гораздо дешевле покупных, но вряд ли они получатся красивыми. Но рыбакам и охотникам красивый вид саней ни к чему — главное, чтобы сани, сделанные своими руками, были прочными. Снегоход с такими санями прослужит вам верой и правдой долгие годы.