Ходовая часть мотобуксировщика от А до Я

Человек с шуруповертом ремонтирует ходовую мотобуксировщикаОпределяющим предназначением ходовой части мотобуксировщика (как, впрочем, любой гусеничной машины) является обеспечение надёжного сцепления движителя (в данном случае гусеницы) с опорной поверхностью (грунтом, снегом или льдом) для перемещения транспортного средства в нужном направлении.

Схема и конструктивное устройство ходовой части мотобуксировщика зависит от общего компоновочного решения, типа силового агрегата (двигателя), его расположения (заднее или переднее), вида используемой подвески (катковая, склизовая или комбинированная) и некоторых других обстоятельств.

Помимо упомянутых узлов в состав ходовой части входит устройство натяжения гусеницы, ведущий и ведомый валы с одной или двумя звёздочками.

Основные типы ходовой части

Ходовая может быть как на роликах, так и на склизах. Роликовая схема подвески является более универсальной, но проходимость транспортного средства на роликах на глубоком снегу будет несколько снижена.

Элемент ходовой мотобуксировщикаСклизовая подвеска, наоборот, предназначена преимущественно для передвижения по глубокому и рыхлому снегу. В этом случае снег обеспечивает охлаждение и смазку поверхности склизов. Но склизовая подвеска совершенно непригодна для движения по накатанной снежной дороге, льду или грунту. В первую очередь, из-за отсутствия её охлаждения и смазки. И та, и другая подвески могут быть мягкими, то есть, иметь амортизацию.

Гусеница выполняет функцию основного тягового элемента для этого транспортного средства, благодаря которой происходит передвижение мотобуксировщика по любой поверхности, будь это снежная целина или, в зависимости от сезона, заболоченная, труднопроходимая местность. С помощью гусеницы во многом обеспечивается функция управления. Если же хотя бы один гусеничный трак получит повреждение, у транспортного средства ухудшается или полностью теряется управляемость, что может привести к нежелательным последствиям, вплоть до аварии.

Гусеницы бывают разрезными и скреплёнными П-образными металлическими профилями или цельными. В качестве материалов для изготовления гусениц сегодня преимущественно применяются композитные и резинотканные материалы. Причём технологические процессы, лежащие в основе производства гусениц, ориентированы на обеспечение продолжительности эксплуатации этого гусеничного движителя. Это происходит благодаря применению усиленного корда, а также специальным видам резиновой смеси с добавлением силикона.

Частые поломки ходовой части

Рама ходовой части мотобуксировщикаХодовая часть мотобуксировщика постоянно находится в контакте с подстилающей поверхностью, воспринимает усилие двигателя и перемещает машину. Дополнительные силы начинают действовать на узлы ходовой части и особенно на гусеницу при поворотах, а также при подъёме или спуске. Кроме всего, вес самой техники и перевозимого груза также ложится на ходовую часть и ею воспринимается. Это приводит как к выходу из строя отдельных узлов, так и полностью всей ходовой части. При склизовой подвеске длительное движение по плотному снегу, льду или грунту может привести к перегреву и выходу из строя.

При катковом варианте подвески во время движения по глубокому снегу возможно забивание катков снежной массой, что может привести к их заклиниванию и местному износу, поддерживающих гусеницу элементов.

Также может произойти разрыв гусеницы мотобуксировщика, надрыв или появление местного дефекта в виде сквозной перфорации. Часто происходит обрыв грунтозацепов и металлических профилей, окантовывающих отверстия для зубьев звёздочек. Последствия от таких повреждений могут привести к ухудшению ходовых качеств или полному обездвижению машины.

Иногда выходят из строя подшипники ведущего или ведомого вала или насаженные на них звёздочки. Часто причиной этого являются посторонние твёрдые предметы типа камней, сухих веток или кусков металла.

Ремонтировать самому или обратиться в сервис-центр?

Разобранная ходовая часть мотобуксировщикаК ремонту в специализированном сервисе стоит обращаться в случае, если отсутствуют соответствующие навыки и специальный инструмент и приспособления, необходимые, чтобы произвести качественный ремонт, либо уровень необходимых восстановительных процедур чрезмерно сложен. Это относится и к непростому восстановлению ходовой части. Хотя некоторые поломки можно устранить и своими руками.

Самостоятельный ремонт ходовой части рекомендуется в тех случаях, когда поломка несерьёзная и это будет экономически выгодней, чем услуги профессиональных мастеров. Следует заниматься ремонтом самостоятельно при наличии соответствующих инструментов, запасных частей, а перед глазами имеется чертёж данного узла.

Своими руками можно устранить следующие поломки и дефекты:

  • местный надрыв или небольшую перфорацию трака гусеницы;
  • замену скользящего слоя на склизах;
  • замену подшипников катков или звёздочек;
  • замену ведомой или ведущей звёздочки на валу и т. д.

go-top