Еще со времен СССР охрану и патрулирование прибрежных зон морей и водохранилищ пограничники и спасатели возложили на катер отечественного производства «Чибис». Этот спасательный катер довольно быстро распространился в охраняемых водоемах всего Союза.
По сей день «Чибис» – ведущее транспортное средство береговой охраны в акваториях значительной части страны. За долгие годы службы этот малый катер сыграл важную роль в водных спасательных операциях.
История
Первые образцы проекта этого судна появились еще в 1978 г. В те годы спасательные службы Ленинградской области и конструкторское бюро ЦКБ «Восток» поставили перед собой задачу создания универсального катера.
«Чибис» должен был служить как для оказания спасательной помощи потерпевшим бедствие на воде, так и для патрулирования охраняемой водной зоны. Создатели справились со своей задачей и, уже в 1979 году было запущено его первое производство. А через 3 года серийное производство наладил знаменитый Сосновский судостроительный завод.
Технические характеристики катера «Чибис»
Катер «Чибис» – это цельнометаллическое судно, корпус которого изготовлен из алюминиево-магниевого сплава сварным методом.
Конструкторы традиционно подошли к компоновке катера и с помощью двух переборок поделили отсек на 3 части – носовой отсек, кокпит и моторный отсек.
Технические характеристики катера «Чибис»:
- Длина катера – 7,0 м;
- Ширина катера – 2,0 м;
- Высота борта на миделе – 1 м;
- Максимальная осадка при полном водоизмещении – 0,3 м;
- Максимальная мощность двигателя М84СПУ100-1 – 100 л.с.;
- Длительность в режиме автономного плавания – 2,8 ч;
- Скорость по воде с максимальной нагрузкой – 43 км /ч;
- Вес катера с полным оборудованием – 1,5 т;
- Пассажировместимость – 6 человек.
- Срок эксплуатации, заявленный изготовителем – 15 лет.
Конструкторы рассчитали проект катера таким образом, что при повреждении носового отсека и полном затоплении его водой, судно все равно должно оставаться на плаву.
В середине носового отсека есть центральная стойка, которая исполняет роль откидной мачты катера. Стойка оснащена козырьком, который служит защитой кокпита от ветра. На носовом отсеке так же установлено и ветровое стекло.
Строение катера позволяет матросам легко подобраться к двигателю и аккумулятору. Отсек с мотором М8ЧСПУ100-1 и электрооборудованием находится в кормовой части и закрывается фиксирующей крышкой.
Топливные баки с бензином, емкостью 45 л расположены под сидениями заднего ряда.
Также в кормовой части находятся запасной румпель, само рулевое устройство и запчасти с инструментами.
В кокпите установлен пульт управления, оснащенный рулевой машинкой, а переключение на реверсивный ход и управление оборотами двигателя осуществляется при помощи рукояток.
Устройство и оснащение катера:
- носовой отсек;
- кокпит;
- моторный отсек;
- главный двигатель;
- рулевое устройство;
- дистанционное управление двигателем;
- топливный бак емкостью 45 л – 2 шт.;
- аккумуляторная батарея 6СТ75ЭМС;
- мачта для подъема сигнальных флагов;
- переднее сиденье – 2 шт.;
- заднее сиденье – 2 шт.;
- откидное сиденье;
- ветровое стекло;
- носовой релинг.
Комплектация катера «Чибис»
Поскольку катер создавался прежде всего для спасательных операций, его строение и все комплектующие продуманы с целью удобного оказания скорой помощи на воде.
Так, для спасателей в специальном отсеке за сидениями на корме находятся 2 акваланга, а в рундуке спрятаны 2 гидрокомбинезона со спасательным снаряжением. Удобство расположения этого инвентаря позволяет аквалангистам уже на подходе к месту бедствия облачиться в костюмы ныряльщиков.
Для пострадавшего пассажира в кабине катера между задними сидениями находится медицинская доска. Она предусмотрена для транспортировки человека, неспособного самостоятельно сидеть в кресле. Сама доска занимает в катере значительное количество пространства, поэтому в случае ненадобности она легко извлекается.
В правой части кокпита возле медицинской доски предусмотрено дополнительное откидное кресло и для самого медика. Рядом с креслом имеется комплект медицинского снабжения.
Средствами связи катера с внешними объектами служат встроенная радиостанция и электронный мегафон. Для подачи сигналов на воде предусмотрены флаги, ракеты и сигнальные фигуры.
Сигнальные огни установлены на стойках ветрозащитного козырька и на бортах судна.
На левой и правой сторонах катера натянут спасательный трос, который помогает человеку за бортом оставаться на плаву.
В комплектацию катера входят спасательные жилеты в количестве 4 шт. и один спасательный круг.
Предусмотрены также два якоря, складной трап, багор-весло, два огнетушителя и осушительный насос (ручной).
Итого в комплектацию входит:
- акваланг АВМ-1М – 2 шт.;
- багор-весло – 1 шт.;
- доска для пострадавшего – 1 шт.;
- трап складной, переносный – 1 шт.;
- водолазное снаряжение – 2 шт.;
- спасательное снабжение – 1 шт.;
- спусковой конец – 1 шт.;
- отделение для пиротехнических средств – 1 шт.;
- УКВ-радиостанция – 1 шт.;
- якорное устройство – 1 шт.;
- сигнальный конец – 1 шт.;
- комплект медицинского снабжения – 1 шт.
Для чего подходит катер
За все годы эксплуатации людьми катер «Чибис» зарекомендовал себя как надежное судно в спасательных операциях и в охране водных территорий. Все испытания, производимые государственными органами, дали положительные результаты.
Во время тестов и эксплуатации были выделены его устойчивость и хорошая управляемость.
«Чибис» участвовал в эвакуации людей, терпящих кораблекрушение; в зонах пляжного отдыха он стал незаменимым помощником для спасателей. А для инспекции рыбной охраны он помог занять выигрышную позицию в борьбе с браконьерами.
Несмотря на то что в своем большинстве этот катер всегда находился на балансе государственных организаций, его также положительно оценили и частные владельцы.
Просторный кокпит позволяет долго находиться на борту катера, а также совершать длительные путешествия по воде. Поэтому катер сыграл роль передвижного дома по воде для многих туристов.
Отсутствие зашивки внутри корпуса освобождает дополнительное место и позволяет снабдить экипаж дополнительным провиантом.
Высокоскоростные характеристики катера и маневренность на воде дают возможность успешно использовать судно в целях охоты и рыбалки.
Также все вышезаявленные характеристики позволили «Чибису» неоднократно принимать участие в спортивных соревнованиях. Поэтому на сегодняшний день «Чибис» перестал ассоциироваться со спасателями. На его борту все больше можно увидеть простых отдыхающих и рыбаков.
Рейтинг лучших катеров для рыбалки читайте подробнее →
Цена
Катер «Чибис» не был рассчитан на массового потребителя, а создавался для работы в государственных службах. Поэтому спрос и предложение этого водного транспорта по сравнению с другими катерами на рынке не столь широк.
Однако в интернете можно найти владельцев «Чибиса», которым он прослужил несколько лет, и теперь они выставляют его на продажу. Также на специализированных форумах можно встретить желающих приобрести этот катер.
Цена на катер зависит в большей степени от года выпуска. Но и немаловажным будет учесть его нынешнее состояние и дополнительное оснащение.
Начальная цена катера, выпущенного в 80-е и 90-е годы прошлого столетия стартует от 200 000 р. Катера, выпущенные 2000-х годах, продаются по цене от 500 000 р.
В интернете можно найти более новые и дорогие модели, их ценовой диапазон варьируется в 1,5 – 2 млн р. и больше.
Также на форумах есть информация, что катер «Чибис» можно приобрести у спасательных служб. За долгие годы эксплуатации катера переходят на списание. Но среди них есть очень много находящихся в хорошем состоянии до сих пор.
Созданный более 40 лет назад катер «Чибис» до сих пор продолжает успешно выполнять функции своего назначения. Этот катер все еще не перестает служить как государственным органам, так и своим частным владельцам.
Несмотря на то что среди большого выбора водных транспортных средств «Чибису» найдутся достойные конкуренты, катер, как и раньше, собирает в основном положительные отзывы.
Автор: Анатолий Лоев,
специально для Motoaria.ru