Как обкатать лодочный мотор — инструкции и рекомендации, последствия неправильной обкатки

Обкатка лодочных моторов — один из важнейших пунктов эксплуатации ПЛМ. От того, насколько правильно проведена процедура, будет зависеть дальнейшая работа двигателя.

обкатка лодочных моторов

Некоторые владельцы подвесов все чаще воспринимают обкатку, как некий миф, призванный увеличить прибыль производителей лодочно-моторных масел и смазок. И в результате «убивают» мотор в первой дальней поездке. Рассказываем, почему так происходит и как правильно обкатать мотор.

Зачем нужна обкатка и можно ли ее не делать

В новом двигателе детали имеют микроскопические шероховатости, неровности, возможны остатки стружки. При нагревании между ними возникает трение. Если начать эксплуатацию лодочного мотора сразу в рабочем режиме, вероятен быстрый выход из строя, от которого в лучшем случае спасет замена дейдвуда, в худшем — покупка нового ПЛМ.

Чтобы этого не произошло, нужно обкатать мотор в щадящем режиме с большим количеством масла. Тогда все детали качественно смажутся и «приточатся», займут правильное положение.

Основные узлы, которым жизненно важна «притирка»:

  • подшипники и коленчатый вал;
  • поршневые кольца и цилиндр;
  • шестерни редуктора.

При отказе от обкатки не стоит рассчитывать на заявленный производителем срок службы. Даже самый продвинутый японский мотор будет работать некорректно и «умрет» гораздо раньше, чем указано в описании модели.

Точное время и способы обкатки нового мотора, приобретенного в магазине, обычно указаны в руководстве по эксплуатации. Но если вы купили двигатель с рук или инструкция на английском, мы поможем разобраться и расскажем, как правильно обкатать лодочный мотор.

Подготовка к обкатке

В первую очередь нужно удалить защитную смазку с мотора (если есть) и подготовить топливную смесь. Не нужно экономить на масле. Его потребуется много, но это разовая трата, которая точно не разорит владельца лодочного ПЛМ.

Затем нужно установить подвес в вертикальное положение (лучше сразу на лодку), снять заглушки с редуктора и закачать снизу вверх масло, пока оно не появится снаружи. После этого закрутить сначала верхнюю, потом нижнюю пробки.

В бак залить топливную смесь, закрыть дроссельную заслонку. Перед пуском убедиться, что крышка плотно завинчена.

Двигатель необходимо заводить только в воде. Включение на воздухе может привести к перегреву или повреждению водной помпы. Если при этом отключить пробку вентиляции от бака, может произойти утечка бензина.

Как правильно обкатать лодочный мотор

По инструкции обкатка лодочных моторов проводится 6–10 часов. В общем случае схема по времени выглядит так:

  1. Завести двигатель.
  2. Прогреть мотор 10–15 минут на небольших оборотах до 2500 и холостом ходу.
  3. Начать движение. В течение 50–60 минут не открывать дроссель больше, чем на половину (около 3 тысяч об/мин).
  4. На протяжении 5 часов каждые 60 минут добавлять газ до достижения 75–80% от мощности.
  5. Остальное время постоянно менять число оборотов: 10–15 минут — максимум, 15 минут — минимум.
  6. Перед остановкой двигателя выработать оставшееся в карбюраторе топливо на тихом ходу.

Производители указывают, что первые 10 часов не стоит разгонять лодку более 85% от мощности двигателя. Также нельзя сохранять постоянную скорость дольше 10-15 минут.

Можно ли обкатать мотор в бочке

обкатка лодочного мотора в бочке

Обкатка лодочного мотора в бочке с водой, как советуют некоторые владельцы ПЛМ, недопустима. Нередко она заканчивается серьезными поломками и походом в сервис.

Приработка деталей должна происходить под нагрузкой, на всех режимах, на судне, а не в ограниченном пространстве, где можно действовать только на холостых и низких оборотах. Полноценной такая обкатка не будет.

К тому же, мало кому удастся просидеть рядом с бочкой 10 часов, постоянно доливая выплескивающуюся воду и каждые 15 минут регулируя обороты. При этом нужно следить за температурой — движок греет воду и может уйти в перегрев.

Мотор внутри и снаружи покрывается отработанным маслом, которое еще больше ухудшает охлаждение и выводит из строя резиновые детали. Повышается опасность засорения системы охлаждения. Если это станет причиной поломки лодочного мотора и обнаружится в сервисном центре, движок снимут с гарантии.

В бочке можно завести мотор и проверить предварительную настройку карбюратора, но обкатывать — только на воде.

Обкатка 2-тактного мотора

обкатать 2 тактный лодочный мотор

Подавляющее большинство 2-тактных двигателей требуют масло с маркировкой TC-W3. Но некоторые лодочные моторы с поуровневым сжиганием смеси могут работать на другом типе масла, который указан в инструкции. Для первого запуска лучше взять именно его.

Топливная смесь для 2-тактного мотора готовится в пропорции 1:25. То есть 1 литр масла подмешивается к 25 литрам бензина.

Примерный расход топлива для обкатки можно посчитать, учитывая, что 30-сильный двухтактный ПЛМ расходует около 10 л бензина в час при максимальной скорости.

Как обкатать 2-тактный лодочный мотор:

  1. Первые полчаса дать поработать на холостом ходу.
  2. В течение следующих 2 часов постепенно увеличить обороты до 3500 об/мин, откручивая не больше половины ручки газа.
  3. Еще на 4 часа поднять обороты до 4500 об/мин, выкрутив ручку газа на 3/4.
  4. 4–7 часов обкатываться в том же режиме, каждые 15 минут газуя на полную.
  5. Перед выключением прекратить подачу бензина, перейти на тихий ход и выработать остатки топлива.

Отсутствие шума, чада, неровного хода, постоянная струя — главные признаки удачной обкатки лодочного движка.

Обкатка 4-тактного мотора

Для 4Т моделей мощностью до 30л.с. можно выбрать полусинтетическое масло 10W-40 или 10W-30, более мощные моторы требуют синтетику 5W-30, которая также доступна и для малосильных двигателей.

Процесс обкатки 4-тактного лодочного мотора:

  1. Завести, 10–15 минут дать поработать на холостом ходу.
  2. Первый бак топлива выработать на холостых или минимальных оборотах.
  3. Периодически менять частоту обороты до 2500 об/мин при дроссельной заслонке, открытой наполовину.
  4. Через два часа разогнать мотор до 3000 об/мин, открыв заслонку на 3/4. Чередовать с полной мощностью.
  5. Следующие 8 часов обкатывать на щадящем режиме, изредка разгоняя до максимума.

Что делать после обкатки

После обкатки лодочного двигателя нужно заменить масло. У двухтактника выкрутить заглушки, дождаться полного стекания отработанного продукта, залить свежее.

В 4-тактной модели автол меняют в картере при еще теплом двигателе. Если он уже остыл, следует запустить его на пару минут для прогревания. Затем заглушить, снять верхнюю крышку, вынуть щуп, слить остатки масла. Добавить свежую смесь, вернуть щуп на место и включить на 1–2 мин двигатель. Закрыть крышку.

Внимание! После самостоятельной замены масла гарантия на лодочный двигатель может быть аннулирована.

Какие могут возникнуть проблемы и как их решать

Последствия неправильной обкатки мотора могут быть плачевными: от быстрого износа цилиндров и поршня до заклинивания движка. Многое зависит от вида ошибок при обкатке.

последствия неправильной обкатки двигателя

Если процент масла в топливной смеси мал, выйдут из строя шестерни трансмиссии, ломая обломками все, что попадается на пути. Перегрев лодочного мотора приведет к задирам на стенках цилиндров или короблению привалочных плоскостей ГБЦ. Или полному отказу движка. Тогда владельца ждет дорогостоящий ремонт, замена частей или покупка нового ПЛМ.

В случае превышения оборотов детали нагреваются и расширяются. Когда поршням расширяться уже некуда, они начинают давить на непритертые кольца, приводя к их быстрому износу и западанию. В результате начинает подтекать масло.

Чтобы избежать проблем, обкатку проводят неспешно и аккуратно, без набора высоких оборотов и только на водной глади.

Обкатка лодочного мотора позволяет исправить небольшие заводские дефекты, настроить его на длительную работу, почувствовать особенности и недостатки движка. ПЛМ, прошедшие «притирку», реже ломаются и лучше работают. Поэтому игнорировать процедуру не стоит.

Автор: Елена Медведева,
специально для Motoaria.ru

Полезное видео о том, как правильно обкатать лодочный мотор: важные моменты

go-top