Аккумулятор для лодочного электромотора – это основной источник питания, необходимый для работы двигателя. Каждый тип аккумуляторной батареи имеет свое номинальное напряжение, которое измеряется в вольтах. На лодки малого и среднего размера всегда ставятся устройства на 12 В, на крупных яхтах и судах используют аккумуляторы с напряжением 24 В, чаще всего просто соединяют последовательно два блока по 12 В.
Емкость батареи определяется в ампер-часах, и подбирается в соответствии с мощностью мотора, заявленной производителем.
Виды аккумуляторов для лодочных электромоторов
Аккумуляторная батарея (АКБ) – это несколько аккумуляторов, которые объединяются в одну электрическую цепь. Именно такого типа устройства и необходимы для работы электромотора.
Чтобы правильно подобрать аккумулятор для конкретного двигателя, надо внимательно изучить достоинства и недостатки выпускаемых АКБ. Аккумуляторы производят 3 видов – стартерные, тяговые и универсальные.
Стартерные АКБ для лодочного электромотора
Стартерные аккумуляторы имеют резервную емкость, которой хватает для обеспечения энергией электромоторов малой мощности. Этот вид батареи дает высокий заряд тока именно при запуске двигателя (отсюда и определение, от слова «старт»), но на длительную работу с постоянной загрузкой и частой разрядкой не рассчитан.
Такой аккумулятор нельзя перегружать, поскольку заряда надолго не хватит – и это его основной минус.
По этой причине для электромоторов редко применяется аккумулятор от автомобиля. Его можно подключить, но для длительной эксплуатации понадобится обязательный генератор, который должен будет заряжать батарею по мере надобности – а это нецелесообразно.
Если заряд ниже 20%, емкость аккумулятора падает, что может привести устройство в негодность. Низкие температуры также противопоказаны – зимой его надо хранить в отапливаемом помещении.
Тяговые АКБ для лодочного электромотора
Тяговый аккумулятор для лодочного электромотора обеспечивает эффективную работу двигателя и стабильный ход судна. Именно данный вид АКБ рекомендован для установки на мотор электрического типа. Такая батарея спокойно переносит разрядку, имеет большой запас циклов/часов (600–800 и более), надежный и долговечный в эксплуатации.
Тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов с напряжением 12 В бывают 3 типов:
- свинцово-кислотные;
- гелевые;
- литий-ионные.
Каждый тип имеет свои преимущества, правильный выбор зависит от мощности двигателя, конструкции судна и финансовых возможностей владельца.
Свинцово-кислотные АКБ для лодочного электромотора
Основа таких аккумуляторов – это пластины из свинца и диоксида свинца, погруженные в раствор кислоты, где и происходит электрохимическая реакция. Это самый экономичный вид батареи.
Плюсы: доступная цена и высокий ресурс работы. Но есть и недостатки – может выйти из строя при опрокидывании (должен жестко фиксироваться) и нуждается в обслуживании – со временем нужно заправлять электролитом.
Усовершенствованный вид свинцово-кислотных батарей – это модель AGM. Модернизация в том, что в качестве электролита не жидкость, а специальное спрессованное абсорбированное стекловолокно пористой структуры. Благодаря такой замене отпадает необходимость в дозаправке, аккумулятор выпускают в герметичном неразборном корпусе. Модель имеет высокую защиту от коррозии и механических повреждений.
К недостаткам AGM относят высокую чувствительность к перезарядке, довольно крупные габариты и вес устройства (бывают 20–25 кг и выше).
Такие батареи плохо переносят низкие температуры и на холоде теряют напряжение.
Гелевые АКБ для лодочного электромотора
Гелевый аккумулятор (GEL) – это также батарея на свинцово-кислотной основе, но корпус наполнен специальной гелеобразной жидкостью, которая предотвращает утечку. В химический состав включен оксид кремния, что придает смеси нужную консистенцию.
Гелевые аккумуляторы для лодочного электромотора имеют целый ряд достоинств:
- обеспечивают высокий заряд тока на запуске мотора;
- быстро восстанавливают емкость при зарядке;
- экологические показатели и безопасность гораздо выше, чем у других видов АКБ;
- компактные размеры, легкий, но прочный корпус;
- легко переносят глубокий разряд.
Единственный минус гелевых аккумуляторов – их стоимость. Цена существенно выше, чем у более старых и тяжелых моделей. Современные типы свинцово-кислотных батарей AGM и GEL – это самые востребованные на рынке аккумуляторы глубокой разрядки для лодочных электромоторов.
Литий-ионные АКБ для лодочного электромотора
Литий-ионный аккумулятор в основе имеет электроды, которые разделены пористыми сепараторами, пропитанными электролитом. Переносчиком заряда служит заряженный положительно ион лития, входящий в кристаллическую решетку других элементов. В результате образуется химическая реакция, образующая нужную энергию.
Литиевый аккумулятор для лодочного электромотора – это самый мощный и совершенный тип АКБ на сегодняшний день.
По техническим показателям он превосходит даже новые типы батарей AGM и GEL.
Основные достоинства литий-ионных аккумуляторов для лодок:
- емкость устройства превосходит всех конкурентов;
- наличие специальной платы, которая служит предохранителем от перезарядки;
- низкий саморазряд в период отсутствия эксплуатации (за год «спящего» режима батарея теряет всего 10% заряда);
- компактный корпус и малый вес устройства (есть модели весом всего 8–10 кг);
- высокая скорость при зарядке аккумулятора (за 1 час можно зарядить полную батарею).
Долговечность, безопасность и экологическая безвредность АКБ выше, чем у других типов аккумуляторов. Высокая стоимость литий-ионного типа батареи – это единственный недостаток устройства.
Универсальные АКБ для лодочного электромотора
Универсальные аккумуляторы (или батареи двойного назначения) – это мощные устройства, которые способны на старте выдавать сильный заряд и обеспечивать постоянный источник питания при длительной эксплуатации мотора.
Применяют такой вид аккумулятора обычно на крупных судах с мощным двигателем, для лодок малого и среднего размера рекомендовано использовать тяговые АКБ.
Как выбрать аккумулятор для лодки
Чтобы правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора, надо соблюдать определенные требования:
- Емкость АКБ должна соответствовать мощности электромотора – чем мощнее двигатель, тем выше должна быть емкость батареи. Производитель в паспорте указывает допустимые показатели.
- Вес аккумулятора не должен быть большим – на лодочные электромоторы обычно ставят АКБ не тяжелее 20 кг.
- Напряжение устройства надо выбирать по типу двигателя – на моторы малой и средней мощности подходит аккумулятор на 12 В.
- Выбор лучше остановить на АКБ, без необходимости специального обслуживания, и с минимальным уровнем самозаряда. Такой тип аккумулятора нужно только подзаряжать по мере надобности.
- Приобретать модели с паспортом и гарантией от продающей компании. При выборе отдавать предпочтение батареям, у которых зарядное устройство идет в комплекте.
Если для размеров и конструкции судна с электромотором требуется один аккумулятор, то подойдет аккумуляторная батарея типа AGM или GEL с напряжением 12 В. Специалисты утверждают, что оптимальный вариант с длительным сроком эксплуатации – это литиевый тяговый аккумулятор для лодочного электромотора.
Обзор популярных моделей
Аккумуляторные батареи представлены на рынке всех видов и типов в широком ассортименте. Изучив обзор разных моделей, будет легче ориентироваться в таком многообразии.
- Компания Marine Master (США). Модель DEKA DP Аккумулятор тягового вида глубокого разряда. Емкость 85 А/ч, вес 17,7 кг. Отличный вариант класса эконом. Цена от 5 800 рублей.
- Компания Trojan (США). Модель SCS Тяговый АКБ глубокого разряда. Емкость 100 А/ч, вес 16 кг. Стоимость от 13 500 рублей.
- LOGIC POWER (Россия). АКБ LP-GL. Тяговый аккумулятор гелевого типа глубокого разряда. Емкость 65 А/ч. Цена от 11 500 рублей.
- Компания Marine Master (США). Модель DEKA GEL 8G8D. АКБ гелевого типа глубокого разряда премиум класса. Емкость 225 А/ч. Стоимость от 42 000 рублей.
- АКБ гелевого типа от компании Радиотех (Россия). Емкость 100 А/ч, вес 9 кг. Цена модели от 22 500 рублей. Отличная альтернатива зарубежным аккумуляторам.
Все представленные модели имеют в комплекте зарядное устройство, прошли многочисленные тест-драйвы и получили отличные отзывы специалистов.
Правила и советы по эксплуатации
Чтобы приобретенный аккумулятор прослужил долго и не приносил проблем владельцу при эксплуатации, важно соблюдать правила пользования:
- Перед установкой надо внимательно прочитать инструкцию от производителя и монтировать с учетом всех рекомендаций.
- Любые рабочие процессы с аккумулятором проводить только тогда, когда он выключен.
- Не допускать падение АКБ и любые другие механические повреждения (в случае пробоины и разгерметизации корпуса, следует сразу утилизировать его в специально отведенных местах).
- Для подзарядки использовать либо «родное» зарядное устройство из базового комплекта, либо, при его отсутствии, подобрать зарядку, соответствующую напряжению АКБ.
- Надежно укрепить аккумулятор, используя качественные крепления, чтобы исключить перекос или падение при волнении на воде.
По мере эксплуатации важно проверять все крепежи и соединения, в таком случае будет возможность вовремя предотвратить окисление или утечку, не дожидаясь неприятных сюрпризов при движении на воде.
Если правильно выбрать и установить аккумуляторную батарею на лодочный электромотор, учитывая при этом все технические правила и рекомендации производителя, то владельцу не придется посреди водоема лихорадочно вспоминать, положил ли он в лодку весла.