Гребной винт для лодочного мотора: виды, характеристики, нюансы выбора

Гребной винт – это высокоэффективный и компактный движитель, конструкция которого позволяет превратить вращение вала двигателя в упор-силу, за счет чего и происходит движение судна вперед. Винт на лодочный мотор состоит из ступицы, где радиально установлены лопасти, каждая под одинаковым углом относительно орбиты вращения. На гребной вал насаживается гребной винт и устройство вращается за счет работы двигателя судна.грубной винт для лодочного мотора

Основная работа гребного винта – вращение, при котором лопасти (крылья) захватывают определенное количество воды и сразу отбрасывают ее назад, создавая момент импульса. В свою очередь, сила реакции отброшенной массы создают импульс для винтовых лопастей, которые передают его гребному валу. Располагается на корме лодки или судна.

Разновидности

Винт лодочного мотора должен соответствовать марке и мощности двигателя судна, поскольку его работа напрямую зависит от возможностей движительного агрегата. Поэтому гребные винты выпускают разнообразных видов и конструкций.

Все лодочные гребные винты состоят из втулки, которая бывает двух разных типов:

  • Когда лопасти изготовлены отдельно и закрепляются на втулке.
  • Модели, в которых лопасти и втулка отлиты в единую конструкцию.

Кроме того существует ряд отличий по другим техническим параметрам, имеющим огромное значение при выборе:

  • Диаметр винта – это размер окружности, которую описывают верхние края лопастей.
  • Количество лопастей (выпускают от 2 до 7 единиц на устройстве).
  • По шагу – бывают модели с фиксированным или регулируемым шагом.
  • Направление вращения крыльев – правостороннее (по часовой стрелке) или левостороннее (против часовой стрелки).
  • По материалу изготовления деталей. Используют алюминий, сталь, титановые сплавы, бронзу и высококачественный пластик.
  • По дисковому отношению – это отношение площади лопастей к площади окружности с диаметром, идентичным винту.
  • Проход выхлопа – бывает под антикавитационной плитой или через ступицу.
  • Диаметр ступицы и размер лопастей.
  • Число шлицов втулки (зубчатых соединений).

Лопастной винт может быть по гидродинамическим признакам легким или тяжелым. Когда двигатель не работает на полную мощность, а упор винта за счет диаметра или шага невелик, то лодка не достигает максимальной скорости. Такой гребной механизм называют легким.

Если мотор не использует все возможности при своей мощности, но при этом не может увеличить частоту вращения гребного винта – это тяжелый вариант. Гребной винт, который позволяет полностью эксплуатировать мощность двигателя и при этом соответствует типу и габариту судна является согласованным. Для достижения оптимального КПД надо правильно провести подбор винта.

Основные характеристики гребного винта

грубной винт для лодочного мотора Гребные винты для лодочных моторов имеют 2 главных показателя – шаг и диаметр. Чем меньше обороты двигателя, тем внешний диаметр больше. Чтобы судно развивало максимальную скорость, при этом не терялись тяговые характеристики и не изнашивался двигатель, он должен подходить по конструкции и типу хода.

Шаг гребного винта – это дистанция, которую он покрывает за один оборот, не учитывая скольжение. Измеряется в дюймах (1 дюйм=2,54 см). Максимальные обороты мотора напрямую зависят от шага устройства – чем шаг короче (меньше), тем выше обороты двигателя. Правильный шаг, когда при открытой дроссельной заслонке мотор не превышает обороты, разрешенные производителем при эксплуатации.

Кроме подбора диаметра и расчета шага, важно учитывать количество лопастей, конструкцию модели и материал. Вес винта должен соответствовать габаритам лодки.

Маркировка гребного винта

Маркировка гребных винтов для лодочного мотора бывает 2 типов, диаметр указывается в дюймах. Данные проставляются на одну из лопастей.

  • Производитель указывает диаметр и шаг устройства. Пример маркировки от фирмы Yamaha: 11 1/4х15 G, где 11 ¼ диаметр, а 15 длина шага.
  • Расширенная форма маркировки, когда обозначают №3 количество лопастей, а под №4 направление вращения (правостороннее или левостороннее). Например: 3х10х11 R, где буква R указывает движение вправо.

Если на поверхности имеется только набор цифр, типа 3231х100х12 – это номер по каталогу, расшифровка напечатана в паспорте данной модели.

Подбор винта и расчеты

При подборе важно изучить следующие показатели и сделать выбор с учетом мощности двигателя, конструкции и техническим характеристикам судна.

Материал

Самым прочным и долговечным материалом считается сталь. Но по весу он тяжелый, дополнительно нагружает редуктор и стоимость его высокая. Для легких небольших лодок больше подходит винт из алюминия. Он имеет достойные гидродинамические свойства, стойко переносит механические повреждения.

Пластмассовый винт – наиболее уязвимый среди конкурентов, но при этом самый экономичный тип.

Количество лопастей

грубной винт для лодочного мотора Винт из двух лопастей имеет больший КПД, чем трехлопастный вариант. Но при этом проигрывает по сроку эксплуатации. Двухлопастные применяют на гоночных и спортивных судах, где важны высокие показатели скорости. На малых лодках и катерах обычно стоят трехлопастные модели. У них высокие ходовые показатели, они обеспечивают приемлемый уровень вибрации и доступны по цене.

Четырехлопастные винты также позволяют развить высокую скорость, при этом тяговая сила превосходит устройства из 3 лопастей. На глиссирование лодку выводят быстрее, при их установке повышается КПД двигателя, и снижается расход топлива. Ставятся чаще на мощные моторы, стоимость таких моделей выше, чем с 2 и 3 лопастями.

Судовые гребные винты на 5–7 лопастей обычно применяют на крупных морских или океанических судах, часто в количестве 2 и более экземпляров на одно плавсредство.

Шаг гребного винта

Главный расчет гребного винта – вычислить длину шага. Для этого надо знать:

  • максимальную скорость, которая соответствует данным в паспорте и возможностям мотора (в формуле указана V);
  • число, обозначающее количество оборотов гребного винта (буква N).

В формулу H=750V/N, где H – это размер шага, надо подставить нужные показатели.

Определение шага гребного винта можно увидеть на примере:

  • максимальная скорость вращения вала 6300об/мин;
  • скорость двигателя 70 км/час;
  • передаточное отношение 2,5;

Надо найти максимальные обороты гребного вала: 6300:2,5=2520 об/мин. Теперь можно рассчитать шаг: 750х70:2520=20,83. После округления получается размер шага 21 дюйм.

Изготовление гребных винтов подразумевает фиксированный шаг или регулируемый вариант. На малых судах с мотором средней мощности обычно используют фиксированный шаг. Винт с изменяемым шагом представляет собой движитель, у которого при изготовлении не задан конкретный угол атаки.

Изменение шага винта лодочного мотора происходит за счет дополнительного устройства, благодаря которому осуществляется поворот и закрепление лопастей под нужным углом. Стоят такие модели дороже, чем фиксированные.

Диаметр

грубной винт для лодочного мотора Размер винта в диаметре напрямую связан с шагом гребного устройства. В пределах одного шага производитель обычно предлагает 2–3 варианта подходящих по диаметру моделей. Выбирать надо по такому признаку – если мотор малой или средней мощности, больше подойдет меньший диаметр. Для мощных двигателей лучше приобретать модели с большей окружностью.

Шаг винта и скорость лодки также взаимозависимые показатели. В отдельных случаях, чтобы отрегулировать шаг и увеличить КПД двигателя, достаточно провести подрезку лопастей винта для лодочного мотора.

Форма лопасти

Конфигурация лопасти гребного винта бывает разной, самые распространенные виды – это эллиптические или круглые. Они влияют на регулировку соотношения скорость/тяга. Винты, у которых лопасти заужены к внешнему краю, способствуют уменьшению трения. Такие модели чаще встречаются на скоростных спортивных катерах.

Как понять, что винт оптимальный

Размер винта и его техническое устройство и характеристики зависят от веса и корпуса судна, его длины и формы обводов, а также от мощности двигателя. Убедиться, что модель оптимально совместима с возможностями мотора и подходит к данной лодке, можно путем проведения тестов на воде.

Производители предлагают также «оригинальные» модели, которые идут в комплекте с двигателем. Но от ошибки выбора это не страхует – модель может не подойти к габаритам судна.

Определить, что гребной винт согласованный, можно по следующим признакам:

  • лодка без труда и ощутимых вибраций выходит на глиссирование, при полной нагрузке наблюдается незначительное понижение скорости, что является нормой;
  • при эксплуатации двигатель показывает обороты, заявленные в паспорте производителем;
  • при большой загрузке нет значительного повышения сопротивления при движении по воде и выходе на глиссер;
  • мотор не издает при работе излишних шумов и работает в равномерном режиме.

Если после установки двигатель не работает на заявленных оборотах, лодка даже при отсутствии груза тяжело выходит на глиссирование, или мотор совершает холостые перекруты, значит, расчеты оказались ошибочные.

В таком случае надо снять винт с лодочного мотора, отрегулировать шаг с учетом полученных показателей, и провести повторное тестирование.

Правила эксплуатации гребного винта

грубной винт для лодочного мотора Виды гребных винтов представлены на рынке в огромном ассортименте. Но основные правила по использованию одинаковы для всех типов и размеров:

  • важно следить за глубиной при движении и не допускать, чтобы винт соприкасался даже с илистым дном;
  • проверять состояние лопастей, поскольку механические повреждения, изгибы и сколы влияют на КПД и винта, и двигателя;
  • обходить возможные подводные препятствия, заросшие густой растительностью мелководья, при наличии пользоваться гидроподъемником.
  • запускать реверс только после того, как было установлено, что гребной винт погрузился на необходимую глубину.

Чтобы узнать, какой винт подойдет лучше для лодочного мотора, надо учитывать мощность двигателя, конструкцию и габариты судна, выполнить правильные расчеты и приобретать качественную продукцию с инструкцией и паспортом от производителя. Важно помнить, что правильный выбор винта положительно влияет не только на работу двигателя, но и на ходовые качества всего судна.

go-top