Гидрокрыло – это дополнительный элемент оборудования, который устанавливается на подвесные или стационарные двигатели с целью улучшить технические характеристики мотора и повысить его КПД (коэффициент полезного действия).
Гидрокрыло для лодочного мотора изготавливают из высокопрочного пластика или алюминия. Поверхность бывает гладкая или с продольными бороздками, которые в большей степени стабилизируют водный поток. Модель гидрокрыла зависит от степени мощности двигателя лодки. Его можно купить в специализированном магазине.
Для чего применяют гидрокрыло
Наличие на двигателе гидрокрыла позволяет на 15–20 % ускорить выход лодки на режим глиссирования (скольжения по водной поверхности). Кроме этого, гидрокрыло для лодочного мотора нужно для положительной коррекции следующих показателей:
- С помощью гидрокрыла увеличивается поверхностная площадь антикавитационной плиты, что повышает курсовую устойчивость судна.
- Уменьшается угол подъема носовой части лодки при резком ускорении.
- С установкой гидрокрыла снижается крен судна при сильном заносе или на крутом повороте.
- Это приспособление предупреждает прорывы воздуха к гребному винту, благодаря чему предотвращаются рывки корпуса при резком увеличении или снижении скорости.
- Уменьшается вынос задней части судна за радиус поворота.
Гидрокрыло на лодочном моторе дает возможность снизить расход топлива в среднем на 5–8 %, что особенно важно при длительных водных прогулках.
Недостатки
Испытания показывают некоторые изъяны, которые важно знать перед установкой гидрокрыла:
- Гидрокрыло закрывает часть гребного винта, что усложняет доступ к крутящему механизму. Этот недостаток ощутим при частом хождении по мелководью, где водоросли и другая растительность наматываются на винт, и его чистка займет больше времени (в остальных случаях гидрокрыло скорее дополнительная защита механизма).
- Снижается максимальная скорость судна в среднем на 5–7 км/ч, что важно для любителей водных состязаний или прогулок на высокой скорости.
Надо знать, что достоинства гидрокрыла существенно не проявятся на лодках, мощность двигателя которых меньше 5 л. с. Судна с моторами выше 50 л. с. также не нуждаются в дополнительных улучшениях – за счет возможностей двигателя они ловко маневрируют и свободно выходят на глиссер.
В каких случаях надо устанавливать гидрокрыло
Дополнительный элемент комплектации повышает ходовые показатели судна и делает движение на воде более комфортным.
Гидрокрыло на лодочные моторы надо ставить при следующих обстоятельствах:
- если на скорости нос лодки высоко задирается над водой;
- когда надо, чтобы судно быстро и легко выходило на глиссер и удерживало его на малых оборотах;
- необходимо уменьшить расходы на топливо;
- важно улучшить маневренность судна.
Любая лодка с гидрокрылом на двигателе средней мощности станет более управляемой, чем судно без него.
Классификация и типы
Гидрокрыло бывает 2 основных типов, разработанных с учетом мощности двигателя лодки и особенности конструкции конкретной модели судна:
- Стандартное. Состоит из 2 раздельных пластин (крыльев). Обычно такой тип устанавливается на лодки с подвесными моторами малой мощности.
- Монокрыло. Модель выполнена в виде цельной пластины из алюминия или прочного пластика. Монтируется на двигатели с уровнем мощности выше средней.
По показаниям мощности мотора гидрокрыло классифицируют на группы:
- 1 группа – двигатели до 25 л. с.;
- 2 группа – от 25–50 л. с.;
- 3 группа – от 50 л. с.
Существует еще одна разновидность гидрокрыла – это крыло для троллинга. Оно выполнено в форме лопатки, которая складывается вниз по направлению к гребному винту, благодаря чему создается дополнительное сопротивление и снижается скорость лодки.
Как выбрать
Первый показатель при выборе гидрокрыла – это мощность двигателя лодки. Монокрыло (цельная пластина) отлично подходит для моторов средней и высокой мощности (от 20 л. с. и выше). Гидрокрыло для ПЛМ малой мощности надо выбирать стандартного типа, состоящего из 2 частей.
Важно учитывать следующие факторы:
- соответствие типа и группы гидрокрыла мощности мотора и конструкции плавательного средства;
- наличие сертификатов качества на товар;
- целая упаковка, без следов вскрытия или повреждений;
- в наличии вся комплектация (внимательно проверить элементы крепежа);
- наличие гарантийного талона (обычно срок гарантии – 1 год).
Угол атаки важен, если приобретается гидрокрыло на мощный двигатель, для моторов менее 8 л. с. данный элемент необязателен.
Наиболее подходящая модель гидрокрыла для лодок ПВХ с мотором 8–12 л. с. – это крыло стандартного типа 1 группы. С его установкой надувная лодка способна на небольшой скорости глиссировать даже при волнении на воде.
Гидрокрыло для ПЛМ 5 л. с. послужит важным элементом для увеличения возможностей двигателя, но с условием, что длина лодки не превышает 3–3,2 м.
Подробнее о том, как сделать гидрокрыло своими руками →
Как установить
Чтобы самостоятельно установить гидрокрыло любого типа, надо иметь представление о строении лодочного мотора и знать, где расположена антикавитационная плита. Новичкам лучше выбирать гидрокрыло в комплекте с крепежными элементами и подробной инструкцией для проведения монтажа.
Алгоритм установки гидрокрыла:
- Очистить все поверхности от загрязнений и пыли.
- Провести работу по обезжириванию очищенных элементов (для этого подойдет простой спиртовой раствор).
- Убедиться, что все поверхности и детали просушены.
- Приклеить специальные прокладки (обычно резиновые), работу проводить при t воздуха от +18 C, чтобы получить высокую прочность склеивания.
- Установить сначала верхнюю часть пластины, после чего зафиксировать нижнюю – последовательность не менять.
- Соединить все составляющие болтами или специальными крепежными соединениями, входящими в комплект.
Отверстия под болты можно просверлить самостоятельно, но есть большой риск повредить пластину. Лучше выбирать модели, подготовленные к монтажу. Все крепления должны быть туго затянуты, чтобы исключить возможность разбалтывания при эксплуатации на воде. Среди специалистов пользуется признанием комплект крепежей класса Sport Clip.
Полезное видео о монтаже гидрокрыла на лодочный мотор
Советы специалистов по эксплуатации
Чтобы максимально использовать достоинства гидрокрыла и продлить срок его эксплуатации, надо учитывать такие моменты:
- выбирать тип и группу гидрокрыла, соответствующие мощности мотора и конструкции лодки;
- на лодки с малой и средней мощностью двигателя ставить гидрокрылья со специальными продольными бороздками;
- приобретать модели с сертификатом качества и с гарантией, или изготавливать из прочного материала;
- добротно произвести монтаж, крепко и надежно затянуть болты и шайбы;
- не нарушать правила хранения плавательного средства в зимний период – если гидрокрыло сделано из пластика, при низких температурах прочность полимеров ухудшается.
Специалисты советуют при наступлении холодов снимать моторы с резиновых лодок и лодок ПВХ вместе с гидрокрылом и хранить их в закрытом помещении. Обычно гидрокрыло для подвесного лодочного мотора имеет простые крепления и легко демонтируется.
Если правильно выбрать гидрокрыло, подходящее по типу к двигателю и надежно его установить, то оно станет не только дополнительным элементом дизайна, но и усилит технические характеристики практически любой модели лодки.
Автор: Михаил Стеблевский,
специально для Motoaria.ru