Многие владельцы моторок недовольны тем, как их лодки выходят на глисс. Невольно возникают мысли о необходимости модернизации как плавсредства, так и двигателя. Решить проблему с судном средней мощности поможет такое устройство, как гидрокрыло.
В продаже есть множество устройств от различных компаний в разных ценовых категориях. Но если не хочется тратить лишние деньги и есть свободное время, гидрокрыло можно сделать своими руками. Достаточно запастись необходимыми материалами и чертежами.
Что такое гидрокрыло и зачем нужно
Гидрокрыло является дополнительным оборудованием. Монтаж устройства проводится непосредственно на двигатель. С его помощью решаются проблемы управляемости судна на воде, а также упрощается процесс перехода в глиссирование.
Выделяют два вида гидрокрыла для подвесных моторов:
- Стандартное гидрокрыло. Оно состоит из 2 частей. Используется при оснащении маломощных двигателей.
- Монокрыло. Это цельная пластина. Она подходит для судна, имеющего движитель мощностью более 12 л. с.
Также оборудование классифицируется исходя из показателей мощности мотора. Выделяют следующие группы:
- I группа – до 25 л. с.;
- II группа – 25-50 л. с.;
- III группа – более 50 л. с.
Установленное гидрокрыло улучшает управляемость плавсредства, уменьшает скорость выхода на глиссирование, предотвращает захват воздуха c винтов и обеспечивает движение лодки без скачков. При этом скорость судна падает на 5%.
Как сделать гидрокрыло самостоятельно
Гидрокрыло на лодочный мотор можно купить, но для тех, кто ищет способы изготовления своими руками, предлагаем два простых варианта его исполнения с чертежами.
из стали
В первом случае потребуются следующие инструменты и материалы:
- лист нержавеющей стали либо дюралюминиевая пластина толщиной 3 мм;
- водостойкая краска;
- болгарка с режущим диском или электролобзик;
- несколько болтов размером 6 мм;
- грунтовка.
Изготовление гидрокрыла на лодочный мотор поэтапно:
- Выбрать модель и определиться с чертежом. Сделать заготовку нужной формы, не забывая про вырез «под ногу».
- Разметить отверстия для крепления, просверлить.
- По краям пластины сделать скаты, чтобы предотвратить попадание воды в движок. Края скруглить, придав обтекаемую форму.
- Готовое гидрокрыло загрунтовать и покрасить. Это продлит срок работы изделия.
Крепят такое изделие на 6 винтов.
из совковой лопаты
Также просто изготовить гидрокрыло из совковой лопаты с длиной ковша не менее 36 см. Она имеет подходящую форму, хорошо режется.
Пошаговая инструкция:
- Разобрать лопату. Измерить «ногу» силового агрегата.
- Разметить и просверлить (по чертежу) отверстия, при помощи которых гидрокрыло будет крепиться к антикавитационной плите (АКП).
- Сделать вырез «под ногу» движителя.
- Срезать углы с одной стороны заготовки, а другую сторону (в районе крепления к винтовой части) обрезать болгаркой под углом 30°.
- Скруглить острые углы.
Далее гидрокрыло грунтуют и красят для придания эстетичного внешнего вида и дополнительной защиты поверхности.
Чертежи гидрокрыла
Моторам с мощностью 4-6 л. с. подойдет гидрокрыло, вырезанное своими руками из сплава алюминия АМГ-5м. Толщина пластины – 3 мм. Рекомендуется для NS Marine, Suzuki, Yamaha, Tohatsu.
Двигателям с мощностью 4-10 л. с. также подходит гидрокрыло из алюминиевого сплава АМГ-5м. Его можно установить на двигатели разных типов. Отлично встанет на Yamaha F8 и F9.9, Suzuki DF4 и DF5.
Чертеж гидрокрыла для маломощного мотора Suzuki DF2.5. Нужно учитывать, что с установленным оборудованием скорость лодки уменьшится, что для мотора мощностью в 2,5 л.с. может оказаться критическим.
По этому чертежу можно сделать гидрокрыло для подвесного лодочного мотора мощностью 5–8 л.с.
А этот вариант из дюралюминия нужно доработать самостоятельно, подобрав размер отверстия под «ногу» и места для болтов крепления под свой мотор.
Еще несколько эскизов для изготовления гидрокрыла собственными руками.
Как установить
Установка гидрокрыла не занимает много времени. Понадобится только дрель и шестигранный ключ.
Подробный алгоритм монтажа дополнительного устройства:
Примерить крыло.
Разметить четыре отверстия и аккуратно просверлить дрелью.
Поставить крыло на место и закрепить с помощью болтов и гаек шестигранным ключом.
Лодка, модернизированная своим гидрокрылом, улучшит выход на глисс и курсовую стабилизацию хода, повысится КПД винта. Из минусов — ухудшится доступ к движителю.
Ошибки и советы при установке
Гидрокрыло необходимо для решения проблем с входом в глиссер или при задирании носа во время разгона. Оборудование (как купленное, так и сделанное самостоятельно) не стоит устанавливать на движки мощностью менее 5 л. с. Эффекта не будет.
Не будет ощутимого результата от дополнительного элемента и на мощных моторах. Движитель в 50 л.с. легко вытащит судно на глиссер без всякого усовершенствования.
Если у лодки нет проблем со скольжением по воде и она не встает в позу «кобры» на старте, устанавливать гидрокрыло нет нужды. Оно лишь отнимет скорость.
На движители мощностью 12 л. с. и более рекомендуется устанавливать монокрыло. Стандартное из двух пластин подойдет для маломощных движителей. Если приспособление не оправдало ожиданий, его легко снять, а отверстия на АКП зашпаклевать и закрасить.
Гидрокрыло: купить или сделать самому
Если нет времени или навыков работы с инструментами, гидрокрыло лучше купить. Не стоит заниматься самостоятельным творчеством и тем, кто хочет видеть на лодке современное, фирменное оборудование.
Подробнее о том, как выбрать гидрокрыло →
Изготовленное в домашних условиях гидрокрыло не сможет конкурировать с изделиями таких фирм, как Attwud или Easterner.
Еще одно преимущество покупного крыла — для установки часто не требуется сверления АКП.
Наиболее популярными моделями являются:
Гидрокрыло крепится к АКП без сверления отверстий.
В комплекте идет фурнитура для монтажа.
Устройство выполнено из пластика, подходит для моторов мощностью более 75 л.с.
Стоимость – 14986–15586 рублей.
Гидрокрыло родом из Тайваня, изготовлено из пластика.
Предназначено для движителей мощностью до 50 л. с.
В комплекте идут специальные крепежи.
Цена набора – 1220 рублей.
Гидрокрыло разработано специально для двигателей до 300 л.с.
Устанавливается без сверления антикавитационной плиты.
Цена устройства — 7232–8730 рублей.
SE Sport 400
Крыло подходит для движителей мощностью от 40 л.с. и выше.
В комплекте с устройством идет специальный переходник, который подразумевает установку приспособления без помощи дрели.
- Стоимость –12400 рублей.
Также стоит обратить внимание на модели GFN, Attwood, Quicksilver, Lenco, Davis и Bennett. Они обладают похожими характеристиками и подойдут для моторных лодок с мощностью двигателя 8-50 л. с.
При покупке гидрокрыла главным критерием является мощность двигателя. Однако стоит учитывать и ряд других факторов:
- Качество оборудования. Рекомендуется спросить у продавца сертификат, который подтверждает, что устройство оригинальное. Не будет лишним провести визуальную оценку всех деталей гидрокрыла.
- Гарантия товара. Она должна быть не менее 1 года. В течении этого времени изготовитель бесплатно отремонтирует устройство, если поломка случилась не по вине владельца крыла.
- Угол атаки. Показатель особенно важен для быстрых килеватых лодок.
Выбирая готовое гидрокрыло, нужно обратить внимание на поверхность устройства. Она должна быть с небольшими бороздками, расположенными продольно току воды.
Гидрокрыло, изготовленное своими руками, улучшает ходовые качества плавсредства и экономит бюджет. Но только при наличии маломощного мотора. Установленное без необходимости оборудование не принесет желаемого эффекта и не избавит от проблем с выравниванием лодки на водной глади.
Автор: Роман Антоненко,
специально для Motoaria.ru