Суровые и продолжительные зимы наших широт заставляют людей задуматься о безотказном транспортном средстве на этот период года. Первое, что приходит на ум, — это снегоход. Однако стоимость данной техники находится на высоком уровне, что неприемлемо для многих граждан. Решение есть. Популярность набирает такая затея, как изготовление снегохода из мотоблока. В данной статье рассмотрим, как сделать из мотоблока снегоход, причем, все операции можно выполнить своими руками.
Почему мотоблок?
Изобретательный хозяин всегда найдет применение своей технике. Так, летом мотоблок может использоваться в качестве основной трудовой лошадки на приусадебном участке, а зимой, дабы он не стоял без дела, его переделывают в другой транспорт. Снегоход из мотоблока получается путем демонтажа силового агрегата со второго и установкой его на раму первого.
Таким образом, основным элементом, который требуется для получения из мотоблока снегохода, — это двигатель. Для этих же целей люди используют и моторы от мотоциклов, квадроциклов, и если поискать в Интернете, то можно найти и легковесные варианты с движками от бензопилы.
Несмотря на такое изобилие технических устройств, откуда можно снять мотор, изобретатели чаще всего используют сердце мотоблока. Это объясняется тем, что для перемещения по снежному настилу необходим высокий крутящий момент при невысоком удельном весе. Моторы мотоблока, имея значительную мощность и низкий вес, выдают очень большой крутящий момент. Мощность самостоятельно изготовленного снегохода будет напрямую зависеть от мощности имеющегося мотоблока. Как правило, мощность использующихся двигателей составляет около 10-12 л.с. Такие агрегаты позволят развивать будущему транспорту скорость до 60 км/ч.
Также для того, чтобы сделать своими руками снегоход, необходимо снять с мотоблока рулевые рычаги или использовать руль от мотоцикла. На новом транспортном средстве эти устройства также будут обеспечивать управляемость и маневренность. Только в случае зимнего варианта техники они будут управлять лыжами.
Для рамы снегохода используются каркасы от старых мотоциклов или мопедов. Чтобы перегнуть или согнуть их в новом месте следует раздобыть трубогиб. Для сборки новой рамы понадобится сварочный аппарат. Еще потребуются лыжи, приводной вал и гусеницы. Гусеницы можно сделать своими руками из резины, а в качестве зацепов на них, можно использовать древесину, металлические или пластиковые пластины. Самодельные снегоходы, переделанные из мотоблока, могут иметь в ходовой части и колеса вместо гусениц.
Изготовление рамы
Выгодной является конструкционная схема с использованием целостной рамы для транспортного средства. В этом случае гусеницы, рулевые тяги (руль) и лыжи будут находиться сразу в одной платформе.
Рама сваривается в зависимости от расчетного количества пассажирских мест. В основном, снегоходы рассчитаны на одного-двух человек. Первым делом необходимо прорисовать раму на бумаге. При этом следует учесть, что сразу на раме должны быть кронштейны для монтажа силового агрегата, сидений, рулевых тяг. В качестве кресел можно использовать сидения от мотоцикла.
Отдельные трубные детали рамы выгибаются трубогибом и свариваются дуговой сваркой до образования сплошного шва. Используя раму от мотоцикла при изготовлении снегохода своими руками, можно подобрать руль так, чтобы он устанавливался на место руля мотосредства. Также можно модифицировать рулевые тяги мотоцикла, чтобы было удобно управлять снегоходом, то есть, удлинить его края. Рама, изготовленная таким методом, способна перевозить двух пассажиров и даже небольшой дополнительный груз.
Сборка снегохода своими руками
В заготовленные гусеницы устанавливаются колесики (можно от тележки). Колесики попарно ставятся на оси. После этого оси колес с гусеницами и самими колесами монтируются в заготовленную раму. В раме для осей ходовой части лучше всего установить подшипники, тогда ходовая не будет заклинивать и прослужит намного дальше. Закончив крепление ходовой части к раме, приступаем к сборке приводной части.
Первоначально ставим двигатель на приготовленные кронштейны. Затем в пространство под гусеницами (в месте, максимально близком к мотору) помещаем фрикционный вал с шестерней. Для лучшего сцепления резины ходовой с приводным валом его лучше всего обтянуть резиной и сделать накладки. Сбоку вала ставится шестерня. Ее можно снять со старого мотоцикла. Приводной вал также монтируется в подшипниках к раме. После этого шестерня мотора и вала соединяются цепью, которую можно также сделать из мотоциклетной. При соединении двух шестерен необходимо обеспечить хорошее натяжение цепи.
Каждую лыжу закрепляем по отдельности на металлические профили, например, прямоугольного сечения. Теперь соединяем лыжи между собой поворотным шарниром. Он обеспечит управляемость снегоходу, собранному своими руками. Собранный шарнир закрепляется на раме под двигателем. Лыжи в этом месте обеспечат более равномерное распределение веса снегохода. Рулевые тяги соединяются с подвижным шарниром лыж по центру. Для лучшей жесткости их лучше укрепить центральной распоркой.
Сидения закрепляются над ходовой частью (гусеницами). Лучше всего сразу отрегулировать расстояние от сидения до руля, чтобы было удобно управлять. Сидение устанавливается на кронштейны, которые непосредственно зафиксированы на раме. Бак с топливом лучше всего размещать сразу около силового агрегата.
Все остальные детали на транспортное средство добавляются по желанию владельца, так как базовая комплектация уже собрана. Сделанный своими руками снегоход может достигать в длину 2-4 метров. При этом 30% от длины занимают лыжи и 50% — ходовая часть. Оставшиеся 20% составляет расстояние между лыжами и гусеницами.
Таким образом, сделать снегоход из мотоблока можно без особых денежных вложений, естественно, при наличии мотоблока. Также не требуется серьезных конструкторских навыков и знаний, а из инструмента требуются вещи, которые наверняка найдутся практически у каждого хозяина.