Длительная монополия отечественных снегоходов на рынке привела к тому, что практически каждый владелец снегохода получил те или иные навыки механика. Халатность и несвоевременное обслуживание вполне могли вылезти наружу посреди заснеженного водохранилища во многих километрах от ближайшего жилья. Поэтому шутка про то, что половину багажа «Бурана» составляют запасные части, имела вполне реальные корни. Распространение импортной техники заметно уменьшило количество мозолей на руках владельцев снегоходов, но это отнюдь не значит, что «Ямаха» или «Скидо» не требуют обслуживания и ремонта.
Заняться самому или отдать в мастерскую?
Нет никаких серьезных препятствий к тому, чтобы заниматься этим своими силами. Так, замена ремня вариатора даже проще, чем любого ремня на автомобиле — дольше до него добираться и собирать все обратно. Замена склиз на подавляющем большинстве снегоходов потребует приспособления для задирания его задней части (хотя бы в виде соседа и пары деревянных ящиков) и большой банки WD-40.
Такая регулярная процедура, как замена гусениц, может оказаться труднее (на ряде снегоходов, например, «Скидо ТНТ», придется разобрать редуктор). Но при наличии нужного инструмента это вовсе не такая непосильная задача. Трезвая оценка своих сил и возможностей поможет как сэкономить деньги, выполняя часть работ самому, так и при необходимости обратиться в профессиональную мастерскую.
Определенный смысл есть обращаться в официальные мастерские при выполнении работ, связанных с заменой дорогостоящих узлов. Доверить замену, скажем, поршня ценой 20 тысяч рублей (а это не предел для снегоходов BRP) лучше специалисту. В случае же каких-либо проблем после ремонта можно будет рассчитывать на определенную компенсацию в той или иной форме, в отличие от работ, произведенных самому.
Неприятные неожиданности
Теперь стоит рассмотреть наиболее частые ситуации, возможные в пути, и которые не может предотвратить даже тщательный осмотр перед выездом.
Владельцы старых снегоходов с контактным зажиганием часто сталкиваются с его отказом. Наиболее частые причины — загрязнение контактов либо неисправность коммутатора. В подобных случаях ремонт заключается в зачистке контактов или замене коммутатора на запасной.
Общей для всех снегоходов возможной неисправностью является отказ свечей зажигания — как из-за собственного износа, так и вследствие неправильной настройки карбюратора. Процедура их замены требует минимальных навыков и в отдельном описании не нуждается.
Наиболее вероятные проблемы с карбюраторами — это попадание воды в поплавковую камеру либо нарушение герметичности запорной иглы. Перелив топлива чаще всего вызывает попадание посторонних предметов (сора) под иглу, реже — ее залипания. Устранение подобных неисправностей может быть проведено даже без снятия карбюратора — продувкой через бензошланг в одном случае и резким, но аккуратным постукиванием по крышке поплавковой камеры в другом.
Отказ катушки зажигания (пробой или обрыв обмотки) также знаком владельцам отечественной техники. Ремонт в этом случае заключается исключительно в замене катушки при наличии запасной.
Значительные неприятности может доставить перегрев двигателя. На снегоходах с воздушным охлаждением, более предрасположенных к этому, вполне вероятен тепловой прихват и клин двигателя, в связи с чем при обнаружении признаков перегрева мотор следует заглушить. Снегоходы же с водяным охлаждением меньше страдают в этом случае, а для сброса температуры мотора достаточно въехать в глубокий снег, чтобы охладить теплообменник.
Все свое ношу с собой
«Аварийный чемоданчик» снегохода формируется по простому принципу — если берется какая-либо запчасть, значит, берется и весь инструмент для ее замены. Глупо возить с собой запасной ремень вариатора, не имея возможности снять его крышку и отремонтировать технику. Кроме этого, есть полезный ряд инструментов и предметов общего применения: пассатижи, нож, набор отверток (сэкономит место хороший мультитул), изолента. На крайний случай — пусковое устройство «сигнал охотника» и несколько ракет, если планируется далекий выезд.
Минимальный набор запчастей — это комплект свечей зажигания, набор предохранителей, запасной ремень вариатора. Как правило, ремень меняется загодя, и старый возится с собой как запасной. Уже упоминавшиеся выше возможные проблемы с зажиганием сделают не лишними запасную катушку и коммутатор. Вообще же, чем дальше и дольше выезд, тем полнее нужно продублировать запас деталей, без которых снегоход не сможет передвигаться.
Найти проблему в электроцепях поможет дешевый светодиодный пробник, который к тому же займет минимум места.
Источник запчастей
Найти и приобрести нужные детали на большей части территории России сейчас не так и трудно. Даже при отсутствии магазинов с нужным товаром в городе все нужное для ремонта можно найти в интернет-магазинах — как оригинальные запчасти, так и неоригинал и тюнинг. Трудности же с доставкой запчастей в отдаленные районы часто приводят к тому, что один хозяин имеет несколько однотипных снегоходов — меняя их по мере ремонта или используя как временных «доноров» запчастей.