Снегоход в некоторых районах России является единственным средством передвижения, однако не у всех бывает возможность приобрести его. Поэтому самостоятельно сделанный снегоход в данном случае — оптимальный вариант.
О приводе в двух словах
Конструкция снегохода, хоть полноприводный он или нет, проста: ведущая и ведомая части, вне зависимости от того, самостоятельно ли он сделан или нет. К ведомой части относятся:
- рама;
- рычаги управления;
- лыжа;
- гусеницы.
Ведущая часть — это коробка передач и двигатель, которые соединяются с гусеницей при помощи привода. То есть, привод — это самый главный элемент, который приводит гусеницу у снегохода в движение.
Виды приводов и их устройство
Приводов у снегоходов существует два — привод на колёсах пневматики и привод на гусеницу, о них поговорим ниже и подробно.
В случае с приводом на колёсах — такой снегоход условно можно назвать полноприводным, так как и лыжа, и пневматики являются опорно-управляющими и ведущими. У него задний мост сконструирован крайне просто: сварной и цельный приводной вал вместо привычных полуосей, два колеса без дифференциала. Это помогает отлично держать управление агрегатом по чрезмерно заснеженной и скользкой дороге. А чтобы повороты были выполнены идеально, лыжа имеет два подреза с боку, выполненных из дюралюминия, 35 на 35 мм.
Большая ведомая звёздочка приварена к ступице, посаженной, в свою очередь, на вал. Не слететь с него ей помогает штифт-болт. Самое главное: плоскость вращения звёздочки на вале выходном и положение этой звёздочки обязаны совпасть идеально. Там же крепится и тормозной барабан.
Для натяжения цепи вал должен перемещаться, а корпус должен быть закреплён на угловых удлинителях.
Пневматики — это камеры, взятые от колёс тележки для трактора, которые надеваются на каркасные диски и помещаются в бандажи транспортёрных лент. Продольные и поперечные бандажи скрепляются болтами, которые параллельно служат грунтозацепами благодаря высоким выступающим стержням.
Крутящийся момент к движителю от силового агрегата передаётся по цепной передаче с передаточным отношением 3,5, где звёздочка, которая крепится на вал сзади, имеет 28 зубьев, на переднем — 8 зубьев. Чтобы такой тип привода работал идеально, двигатель должен иметь принудительную систему охлаждения.
Для изготовления колёс пневматики самостоятельно требуется выполнить четыре этапа:
- два диска, изготовленные из металлических листов, должны перемыкаться друг с другом. После их крепят на втулку, а следом надевают на них камеру. Зафиксировать последнюю можно или отрезками из транспортёрной ленты, или протекторами другой камеры;
- к дискам также нужно прикрепить перемычки, на которые после должны привариться боковые кольца;
- устанавливая центральные диски, потребуется спица, выполненная из металлического листа либо из трубы;
- два диска, которые монтируются на втулке, должны быть похожими на диски мотороллерного колеса.
Гусеничный полноприводный ход представляет из себя ремень, который передаёт усилия к ведомому от ведущего шкива. Тело состоит из спиралевидных элементов, которые повышают его прочность и добавляют гибкости при движении. Боковые грани имеют наклон, который соответствует граням шкивов, а ширина верхней грани — ширине ручья у шкива. Ось ведомого вала располагается параллельно распределительного моторного вала, и на нём сидит ведомый шкив.
Ремённый привод — самый изнашиваемый, а требования к нему должны быть следующие:
- жёсткость, иначе во время пиковой нагрузки он просто лопнет;
- толщина, которая регламентирована. В противном случае обязательна его замена;
- диск, который приводит в движение привод, также полежит обязательной замене, если заметны следы его чрезмерного износа.
Выбирать ремень нужно правильно и ответственно: если он будет слишком коротким, на привод нагрузка будет крайне большой, а если чересчур длинным — будет болтаться. К тому же сегодня встречается вариаторный ремень, который имеет свои достоинства:
- от вращения шкивов ремень не растягивается;
- поперечное сечение является показателем особой жёсткости;
- температурный режим, свободно выдерживаемый ремнём — от -300 до +800 градусов по Цельсию;
- устойчивы к истиранию;
- нагревание или химические вещества ему не страшны;
- высокое передаточное число и пропускная способность;
- равномерное распределение нагрузки благодаря устойчивости к перекосам и смещениям на шкивах;
- скоростная передача производится крайне точно;
- работает бесшумно и долго.
Есть несколько главных правил эксплуатации ремённого привода:
- примерно первые 50 км необходимо давать половинные обороты;
- крайне существенно сокращает срок службы ремня несовпадение с ним осей вращения ведомого и ведущего шкивов или вал;
- истирает ремень переключения передач на больших оборотах, то есть, необходимое значение — 3500-5000 об/мин.;
- если ремень протёрся, значит, где-то он проскальзывает. Для исправления ситуации следует проверить натяжение шкива и либо очистить его, либо заменить его изношенные пружины, либо проверить у подшипника сальник.
Если о приводах говорить языком автомобилистов, то существует так называемый задний привод, технология которого пока что новинка на рынке снегоходов, хотя она уже получила своих почитателей, поскольку:
- на 72% уменьшается расход топлива;
- на 71% увеличивается мощность тяги;
- на 10% увеличивается скорость агрегата.
У него имеется три точки соприкосновения — это приводная ось сзади, часть трака спереди, полозья. При распределении веса на любую из осей даёт свои преимущества и недостатки в эксплуатации.
У переднеприводного снегохода часть гусеницы вверху натягивается, в то время как поднимающаяся часть остаётся расслабленной. Однако упоминание приводов встречаются крайне редко в описании снегоходов, а разделение их на гусеничные и колесные — удобно и привычно.
Сам или не сам?
В ответе на вопрос, как лучше сделать снегоход — своими силами или же с использованием техники-донора, скорее, важно не столько наличие каких-то первоначальных базовых знаний (сегодня с Интернетом можно научиться делать всё), сколько наличие времени и терпения.
В принципе, поэтапное изготовление самостоятельно снегохода с нуля представляет собой:
- сварку рамы;
- изготовление сидения, багажника;
- делание лыж, пневмоколёс;
- установка двигателя, тормозной системы, привода.
И это ещё не учитывая составления чертежа и точного расчёта всех без исключения деталей. Если же снегоход делается с применением донора, то здесь всё гораздо проще. Каждую часть, из которой состоит снегоход, можно найти буквально в гараже.
Конструктор
Чтобы собрать привод самостоятельно, понадобятся следующие детали:
- 1 цепная звёздочка (можно от мотоцикла);
- 1 корпус подшипника;
- 4 болта М6 для крепления к фланцу звёздочки;
- 2 ведущих гусеничных звёздочки;
- 1 трубчатый вал для ведущего моста;
- фланец;
- 1 подшипник 80204;
- труба в диаметре 30 на 5 мм — ступица цепной звезды;
- круг в диаметре 32 мм — вставка;
- болт М8 — штифт.
Звёздочку большого размера следует установить на вале снегохода, далее на гусеничную ведущую ось надевается звёздочка поменьше, а после всего между ними натягивается цепь.
Если смотреть снизу вверх на конструкцию приводного устройства, то она выглядит примерно так:
- подшипник;
- переходник;
- кожух защиты;
- дополнительный испытуемый компонент;
- переходник;
- вал привода;
- защитный компонент;
- подшипник;
- шкив привода;
- оборотный датчик;
- подшипник.