В действительности существует не так уж много типов транспортных средств, способных без особенных усилий передвигаться по снежному покрову. Снег по характеристикам вязкости приравнивается к болоту. Поэтому для быстрого преодоления такой преграды человеком был создан снегоход, представляющий собой открытого типа лыжную гусеничную машину, оснащенную обычно двухцилиндровым мотором.
Классификация по техническим характеристикам
Сегодня производителями изготавливаются несколько типов снегоходов, которые отличаются друг от друга техническими особенностями, скоростными характеристиками и предназначением.
Утилитарный, или рабочий тип. У этих агрегатов достаточно широкие гусеницы (50-60 см), что позволяет с легкостью передвигаться по глубокому снегу, как на открытом пространстве, так и по пересеченной лесной местности. Данная машина оснащена багажными приспособлениями и фаркопом, что дает возможность доставлять необходимые грузы в самые недоступные места. За счет повышенной проходимости утилитарные снегоходы характеризуются небольшой быстротой в движении — их максимальная скорость обычно не превышает 120 км/час. Такие аппараты используют для рыбалки, охоты и хозяйственных потребностей, когда существует потребность в доставке грузов.
Туристический тип. Эти машины обладают повышенной комфортностью и используются для путешествий по снежным просторам. Практически каждая модель такого снегохода оснащена четырехцилиндровым мотором и обладает множеством дополнительных функций, что превращает прогулку в сказку. За счет дополнительных агрегатов и мощного двигателя такие аппараты имеют большой вес, что ограничивает скорость. Но для любителей быстрой езды производители изготовляют агрегаты туристического класса большой мощности, до 170 лошадиных сил. Их максимальная скорость достигает 200 км/ч.
Спортивный класс. Снегоходы данного типа в своей конструкции не имеют привода заднего хода и электрического стартера. Это сделано для снижения веса машин и увеличения скорости, какую они способны развить на специальных трассах. Для того чтобы ездить на таких агрегатах, нужно обладать специальными навыками, так как они приспособлены для гонок и соревнований. Их пиковый быстрый ход равняется 200 км/ч. Такой высокий скоростной режим и маневренность еще достигается за счет короткой гусеницы и возможности перевозить только одного человека (собственно, водителя).
Горный тип. Это самые универсальные модели, так как способны быстро перемещаться по глубокому снегу в горной местности и по ровным трассам. Такая большая проходимость обеспечивается специальной конструкцией гусениц, имеющих большую длину и специальные зацепные элементы. Если сравнивать скорость, то данный тип не уступает спортивному классу, но значительно отстает по маневренности, так как имеет больший вес. Машины этого класса созданы для быстрой езды по горной пересеченной местности.
Детский класс. Такие модели изготовлены специально для детей возрастом от 8 до 13 лет. Они оборудованы ограничительным элементом, не допускающим развивать большую скорость.
Способы увеличить скорость
Многие задаются вопросом, как сделать снежные машины более быстрыми. Решить такую проблему можно, если следовать инструкции переоснащения отечественной модели снегохода «Буран».
Этап №1. Установить узел центробежного регулятора из «Тайги». Для этого требуется изготовить конусный переходник. Размер внутренней части должна быть взята из «Бурана», а сам конус — из «Тайги».
Этап №2. Увеличение мощности мотора за счет увеличения числа продувочных клапанов. Стоит знать, что картер, изготавливаемый производителями, характеризуется универсальностью. Поэтому к нему подходят цилиндры старого типа с двумя каналами. Для увеличения мощности двигателя необходимо отфрезеровать каналы и убрать все неровности. После чего желательно вмонтировать карбюратор Mikuni, так как он имеет диаметр диффузора 38-40мм.
Этап №3. Требуется убрать глушитель стандартного изготовления. Также необходимо переделать воздушный фильтр. Для этого необходимо закрепить металлическую сетку с мелкой ячейкой на карбюраторе.
Скорость существенно изменится, если в катках гусениц заменить подшипники на аналоги с маркировкой 205. Это позволит сохранить самый высокий крутящийся момент за счет сохранения смазки.
Сравнение скоростных возможностей
Многие народные умельцы делают машины для передвижения по снежному покрову из старых мотоциклов и даже из мотоблоков. Как правило, такие машины обладают высокой проходимостью, маневренностью и простотой в конструкции. Они способны давать достаточно высокие скоростные показатели.
Но, несмотря на перечисленные технические критерии, самодельные аппараты не достигают тех параметров, которые заложены в моделях заводского изготовления. Особенно это касается быстроты передвижения. Если по проходимости и расходу топлива можно достичь одинакового уровня, то скорость из-за недостаточной мощности мотора остается далеко позади.
Рейтинг машин
Популярная модель утилитарного типа — Polaris Widetrak LX. Мощность мотора равняется 85 лошадиным силам. Система рулевого управления имеет подогрев. Модель оборудована широкими гусеницами, что повышает проходимость машины. Данная модель способна тянуть на прицепе груз до 400кг.
Крутая модель туристического класса — BRP Ski-Doo GSX ACE 900. Установлен двигатель мощностью 90 лошадиных сил. При полной заправке, составляющей 40 литров, и включенном экономном режиме агрегат способен проехать 350 км без дозаправки.
Лучшая спортивная модель — BRP Ski-Doo MXZ-RS 800 E-TEC. Объем двигателя равняется 800 см3. Сконструирован на облегченной платформе REV-XP RS. Он специально изготовлен для гонок и прыжков с трамплинов. В конструкции имеется дистанционная регулировка положения подвесок.
Самый проходимый горный тип — BRP Ski-Doo Summit X 800R E-TEC. Обладает повышенной маневренностью за счет гусениц PowderMax 2 FlexEdge, что позволяет ему соревноваться в гонках на трассах в горной местности. Аппарат оснащен 800-кубовым мотором. В его конструкцию входит модернизированный глушитель.
Снегоход для охоты — Yamaha VK540 IV. Оснащен широкими лыжами, что позволяет машине свободно двигаться по самому рыхлому снегу с достаточно высокой скоростью. Застрять в снегу не позволяет мощный 535-кубовый мотор.