В нашей стране все большее распространение получают снегоходы. Этот зимний вид транспорта наиболее популярен среди рыболовов, охотников, да и просто любителей активного и экстремального видов отдыха. Иногда, в зависимости от различных причин, владельцы снегоходов сталкиваются с проблемой поломки двигателя или даже его замены.
Сейчас на рынке снегоходной продукции можно приобрести любую запасную часть или агрегат. Двигатели для этой техники также представлены в большом разнообразии и от многих зарубежных и отечественных производителей.
Устройство двигателей снегоходов
Бензиновые двигатели на снегоход, так же как и у скутера, мотоцикла, квадроцикла, имеют одинаковый функционал и принцип действия. Устройство двигателя снегохода, скутера, мотоцикла представляет собой следующее: кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня (поршней) во вращательное движение коленчатого вала.
Конструктивная схема работы любого снегохода, вне зависимости от компании-производителя и классификации по принадлежности (утилитарные, туристические, спортивные или горные), представлена в передаче крутящего момента от бензинового двигателя на рабочую гусеницу.
Как и любой двигатель внутреннего сгорания, двигатель снегохода имеет систему охлаждения. Она бывает двух видов: воздушная и жидкостная. Для контроля температуры на них устанавливается необходимый датчик нагрева.
Виды двигателей для снегоходов
На снегоходы, как и на скутеры, устанавливаются тяговые агрегаты двух видов — двухтактные и четырехтактные. При сравнении этих двух видов двигателей для снегоходов устройство двухтактников проще, он считается более мощным (опять же по конструктивным особенностям: два оборота коленвала — двойное использование энергии сгорания топлива), но и имеет ряд недостатков по сравнению с четырехтактным мотором:
- больший расход топлива (ориентировочно, у двухтактных 300 г на 1 л.с., у четырехтактных — 200 г на 1 л.с. соответственно);
- повышенный шум, особенно на высоких оборотах;
- более высокая вибрация и дымность на низких (холостых) оборотах.
Если сравнивать эти две разновидности агрегатов по мощности, то мотор с четырьмя рабочими тактами более «эластичен», набор скорости осуществляется быстро, без каких-либо «провалов» при повышении оборотов коленвала, но мощность начинает теряться уже в предельных значениях оборотов. Как раз в этих диапазонах работы коленчатого вала двигатель с двухтактным циклом показывает максимальные возможности.
Что касаемо долговечности тягового агрегата снегохода или скутера, то четырехтактники обладают большим ресурсом, на что влияет устройство подачи смазки путем разбрызгивания масла или его подачи под давлением на ответственные узлы.
Виды снегоходов и их двигатели
Стандартная классификация сноубайков подразделяется на три основных группы:
- утилитарные;
- туристические;
- спортивные.
Утилитарные снегоходы оснащены более широкой рабочей гусеницей и предназначены для преодоления трудных участков с глубоким снегом, лесных массивов, поэтому наиболее востребованы у любителей рыбалки и охоты. Также они широко применяются в качестве транспорта для перемещения груза в подсобном хозяйстве. Они способны перевозить значительные объемы груза весом до 500 кг.
Такие снегоходы в основном оснащаются двухтактными двигателями разной мощности и рабочего объема. Реже встречаются модели в четырехтактном исполнении, которые обладают большей мощностью. На всех утилитарных моделях моторы имеют реверс заднего хода. На них также в обязательном порядке устанавливается датчик температуры. Этот вид снегоходов производят все известные мировые бренды, такие как Yamaha, Polaris, Arctic Cat, BRP Ski-Doo, Suzuki.
Более комфортные туристические снегоходы предназначены для путешествий по снежной равнине. Этот вид зимнего транспорта имеет большие габариты и массу, количество сидячих мест до трех человек и, в основном, не обладает высокими скоростными характеристиками, но имеет много дополнительных полезных опций для комфортной семейной прогулки. На такие сноубайки устанавливаются четырехтактные и двухтактные двигатели с различной кубатурой и мощностью. Их конструкция подразумевает как воздушное, так и жидкостное охлаждение. Контроль за температурой нагрева агрегата осуществляет специальный датчик. Различные компании-производители, такие как Suzuki или BRP Ski-Doo, стараются выпускать максимально комфортные «туристы».
Одноместные спортивные снегоходы выбирают любители быстрой езды или снежных гонок в соревновательных целях. Приемистые двигатели на этих моделях развивают колоссальную скорость до 200 км/ч. Моторы на спортивных моделях значительно мощней по сравнению с другими видами и имеют большие объемы. Этот вид сноубайков также производят все известные компании: Polaris, Arctic Cat, Suzuki, Yamaha.
Электродвигатели на снегоходы
Индустрия по производству зимних видов транспорта не стоит на месте, и на сегодняшний день некоторые компании предлагают свои разработки и уже выпускают электродвигатели для снегоходов. Известная канадская компания Polaris уже выпускает электродвигатель Ranger EV LI-ION и, возможно, в скором будущем уже в комбинации с мощным литий-ионным аккумулятором будет оснащать им свои снежные машины. Но такие двигатели имеют немалый вес, поэтому и общая масса снегохода тоже будет значительной.
Также к минусам можно отнести ограниченность по расстоянию передвижения до подзарядки и влияние низкой температуры окружающей среды. Но электрические тяговые агрегаты имеют свои положительные стороны: экономичность и экологическая безопасность.
Самодельные снегоходы
Не каждый рыболов или охотник, а особенно в провинции, может позволить себе приобрести снегоход. Некоторые находят выход в конструировании самодельных снежных машин. Рамы таких снегоходов изготавливаются сварными, в качестве гусеницы используется транспортерная лента, лыжи изготавливают из различных прочных материалов. В качестве тягового агрегата применяются двигатели от разной техники.
Наиболее часто встречаются самодельные снегоходы с двигателем от мотоцикла «Урал», от скутера, мотоблока, садовой газонокосилки, бензопилы и др. Выбор того или иного двигателя зависит от функций и назначения будущей машины. Здесь учитывается как масса самой конструкции, так и ее грузоподъемность.