Сани считаются одним из самых древних видов транспорта. Атрибутами настоящей русской снежной зимы всегда были морозы, сугробы и веселый звон бубенчика на санях. Впрочем, сани для лошади за многие века претерпели значительные изменения.
Езда на санях издревле считалась национальной русской забавой. С течением времени конные сани поменяли свой внешний вид, однако конструкция осталась прежней — они состоят из оглобель, кузова и полозьев.
Самые первые найденные сани датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Деревянные сани являлись незаменимым атрибутом крестьянского хозяйства — они предназначались не только для езды, но и для перевозки дров, сена и прочих грузов. Впрочем, не были они чужды и более обеспеченным слоям населения. Если сравнивать обычные телеги с санями, то вторые считались более престижным видом транспорта. Как ни странно, но богатые купцы и князья катались на них даже летом — такая езда считалась безопаснее и удобнее, можно было не бояться, что отвалится колесо или сломается ось.
Модели саней
Первые сани были самой простой конструкции — две жерди просто привязывались к коню, а поверх них клали груз. Собственно, так и была создана самая первая модель такого транспорта — волокуши. Являясь прототипом саней, за годы существования они претерпели значительные изменения, обзавелись бортами, дугой и оглоблями.
На сегодняшний день существует несколько видов саней: русские беговые, европейские охотничьи, розвальни, городские и современные, предназначенные для спортивной езды на тройках.
Розвальни cчитались рабочим видом транспорта, так как с их помощью перевозили габаритные грузы. Изготавливались они, как правило, из дерева, были легкими и массивными. Яркий пример такого вида саней — на картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
Городские — небольшого размера сани, передвигаться на которых могут один-два человека. В обязательном порядке имеют подрезы и узкий полоз. Подрезы — специальные полосы, выполненные из железа, которые крепятся на деревянные полозья с целью снижения раската. Такие конные сани являлись вариантом частного транспорта.
Европейские охотничьи. Отличительной особенностью таких саней является наличие тормозов. Они представляют собой крепящиеся ко внешней стороне полозьев зажимы.
Русские беговые. Конструкция таких саней включает в себя только низкую спинку. Объясняется такое строение тем, что человек в теплой одежде может спокойно вылезти из саней, не зацепившись.
Из чего делаются сани
Для изготовления саней с давних времен использовались природные материалы. Чаще всего можно было встретить сани для езды из дерева — самого популярного материала. Со временем природное сырье сменил пластик и металл. Металлические угольники используются для создания копыл. Пластмассовые трубы идут на изготовление полозьев — их нагревают паяльной лампой и сгибают.
Практически все детали саней со временем претерпели изменения и стали производиться из современных материалов. Единственное, что осталось неизменным, — это оглобли в конной упряжке, которая, впрочем, и сегодня встречается крайне редко. Минусом современных моделей саней является их большой вес по сравнению с деревянными, что отрицательно сказывается на езде.
Где производятся сани
На сегодняшний день производством саней занимаются либо мастера-плотники, либо специальные каретные дворы — компании, специализирующиеся на создании саней, карет, телег и прочего конного транспорта. Ассортимент гужевых повозок в таких компаниях огромен — начиная от роскошных карет и заканчивая различными моделями саней.
Сделать их в компании могут по индивидуальному заказу клиента, украсить различными рисунками либо коваными элементами. Разнообразие современных материалов позволяет создавать настоящие шедевры, которые будут полностью повторять даже музейные экспонаты прошлых лет.
Приобрести хорошие сани можно в магазине или компаниях, специализирующихся на производстве гужевого транспорта. При выборе желательно обращать внимание на их конструкцию, тип, вес и общие габариты, а также материалы, из которого они изготовлены. Самыми легкими являются деревянные модели саней — езда на них мягче, да и лошади тянуть их проще. Выполненные из металла и пластика модели тяжелее, кроме того, у некоторых из них есть и свои недостатки: при сильных морозах металл может трескаться, что приводит транспорт в негодность.
Тип и модель выбираемых саней зависит от цели их использования — если они приобретаются для перевозки грузов, то лучше всего приобретать розвальни или волокуши. Для езды по заснеженным сугробам и катания на санях стоит выбирать городские модели или русские беговые.
Как самостоятельно сделать сани для лошади
Сделать хорошие конные сани можно своими руками, не прибегая к услугам специалистов и не тратя деньги на покупку готового изделия. Чтобы изготовить сани, необходимы:
- для полозьев и стоек — несколько труб диаметром 2550 мм;
- металлические листы;
- профили, швеллеры либо металлические уголки;
- деревянные доски;
- листы фанеры;
- несколько банок краски по дереву и металлу;
- слесарные инструменты.
Перечисленные материалы — все, что необходимо для того, чтобы сделать сани для лошади. Приобрести все можно в любом строительном магазине, после чего сразу же приступать к работе над изготовлением транспорта, езда на котором будет настоящим удовольствием.
Основной инструмент в работе — это лобзик, отыскать который можно буквально в любом домашнем хозяйстве. Единственное, с чем могут возникнуть сложности — это сварочный аппарат, однако его можно позаимствовать у знакомых на день-два.
Полозья являются главным элементом всей конструкции саней, и именно с них начинается процесс изготовления. Для их создания используется металлическая труба диаметром 40 мм — желательно брать углеродистую сталь либо обычную нержавеющую сталь. Длина заготовок должна быть на метр больше, чем запланированная длина самих саней.
Металлические заготовки загибаются посредством трубогиба либо подручных инструментов. Если трубогиба под рукой нет, то в трубу засыпается высушенный чистый песок, после чего ее начинают нагревать и аккуратно загибать под нужным углом. Желательно, чтобы полозья были одинаковыми. Загнуть нужно не только переднюю часть полозьев, но и заднюю — так будет доступна езда задним ходом.
На согнутую трубу по внешнему диаметру изгиба желательно приварить полосу из стали, шириной чуть больше диаметра трубы — это позволит увеличить поверхность контакта. Благодаря этому езда по рыхлому снегу будет гораздо быстрее и легче.
С каждой стороны привариваются стойки — их количество зависит от длины саней. Если транспорт будет короткий и предназначаться не для перевозки грузов, то хватит двух стоек, если же планируется перевозить грузы, то стойки размещаются на расстоянии 20-25 сантиметров. Стойки изготавливаются из металлической трубы диаметром 25 мм, швеллеров и уголков. Снизить вес конструкции помогут деревянные стойки — их крепят на приваренные к полозьям угольники.
Для формирования «скелета» саней стойки соединяются друг с другом при помощи перекладин. Желательно использовать сварку — так соединения будут более надежными. Сварку можно заменить трубогибом — с его помощью трубы загибаются в форме буквы «П», после чего привариваются к полозьям. Жесткость конструкции повышается за счет приваривания одной перекладины к верхней части полозьев.
«Кобылки» формируются из металлической трубы — на каждую сторону по шесть штук, — после чего привариваются к полозьям. Средняя длина «кобылок» — 10 см. К местам крепления оглоблей привариваются металлические пластины размером 15х10 см, в которых просверливаются отверстия для крючков. Сварочные швы зачищаются, после чего вся конструкция покрывается слоем грунтовки и красится.
Остальную часть саней желательно сделать как можно легче, поскольку особой нагрузки она нести не должна. Из деревянных досок формируется скамейка и щит, фанера идет на изготовление бортов. Если сани предназначаются для перевозки людей, то скамейка обязательно обивается поролоном и мягкой тканью или кожей. Деревянные детали окрашиваются и, при желании, расписываются.
Сделать сани своими руками просто — достаточно запастись необходимыми материалами и инструментами, уметь с ними обращаться. Настоящий национальный конный транспорт, расписанный и самостоятельно сделанный, — не только гордость, но и прекрасное средство для катания по зимним сугробам. В конце концов, как говорил великий писатель: «Какой же русский не любит быстрой езды»?.