Скоростной спуск на санях как вид спорта заявил о себе в конце XIX века в Швейцарии, где проходили первые состязания саночников. Однако олимпийским этот вид спорта стал лишь к 1964 году, с образованием FIL (Международной федерации по санному спорту), которая во многом способствовала решению этого вопроса в положительном ключе. Первой для саночников стала Зимняя Олимпиада 1964 года.
Российские саночники впервые состязались в быстроте спуска в 1910 году, в Москве, на Воробьевых горах. Начиная с 1968 года, в России появились новые саночные трассы, способствуя усиленным тренировкам ведущих спортсменов-саночников. Всего этот вид спорта принес российским спортсменам более 39 почетных наград на соревнованиях — различного уровня.
FIBT — Международная федерация бобслея и скелетона, существующая с 1923 года, обеспечила включение бобслея в программу Олимпийских игр с 1924 г. Тогда же был проведен первый чемпионат мира по этому виду спорта.
Виды скоростного спуска на санях
Увлекательнейший вид спорта для стильных и смелых людей — скоростной спуск на санях по изогнутому ледяному желобу или по естественной трассе — один из наиболее захватывающих спортивных состязаний. К санным видам спорта, получившим широкую популярность среди спортсменов и болельщиков, отнесены:
- скоростной спуск на одиночных и двухместных санях в положении лежа на спине (санный спорт);
- спуск на специальных санях в положении лежа на животе, головой вперед (скелетон) — существовал в программе зимних Олимпиад до 1948 года, затем, после перерыва более полувека, в 1999 г. вновь стал олимпийским видом спорта;
- натурбан (скоростной спуск на санях по естественной трассе);
- бобслей — скоростной спуск по ледяному желобу в двух или четырехместных управляемых машинах (бобах) обтекаемой формы.
Скорость спуска на санях может достигать 200 км/час, длина трассы — 800-1000 м. Последний мировой рекорд скорости спуска на санях, принадлежащий Францу Веберу (Австрия), был зафиксирован в 1984 году в Канаде — 203,155 км/час.
Почитаемы сани и санки в народе. С давних времен в снежную русскую зиму сани были незаменимыми не только в качестве транспортного средства, но и как непременный атрибут зимних народных гуляний. И сегодня у нас популярны езда на больших санях, запряженных лошадьми, под мелодичный перезвон бубенцов, катания на санках с горы детворы и молодежи, сопровождаемые весельем и песнями, прославляющими русскую зиму и будущий добрый урожай.
Любят этот вид зимних забав и в Европе, но особенно сильны традиции саночные традиции в странах альпийского региона, где соревнования на санках устраиваются с незапамятных времен.
Конструкция саней для санного спорта
Правила Международной федерации по санному спорту FIL жестко регламентируют конструкционные особенности саней для соревнований, их вес и даже температуру полозьев в соответствии с температурой воздуха. Спортивные сани и их устройство способствуют:
- удобному расположению на них спортсмена;
- быстрому разгону на трассе;
- формату ледяного желоба для скоростного спуска.
Со временем конструкция саней претерпела множество изменений. От времени первых деревянных изделий «Давос» и стальных «Леобенер», сконструированных в начале прошлого века, прошло более 100 лет. Позже этот вид соревнований проводился с использованием специальных саней конструкции М. Титце, Гассера и Вайсиихта. Сегодня наиболее популярными среди спортсменов являются спортивные сани «Олимпияблиц» немецкого производства, способные обеспечить достойный результат в соревнованиях самого высокого уровня.
Конструкция современных спортивных саней, содержащая до 800 узлов и деталей, обеспечивает им высокие аэродинамические свойства. Вес «одиночек» установлен до 23 кг, «двоек» — до 27 кг. Сани для спортсменов экстра-класса изготавливаются индивидуально, рассчитаны в соответствии со спецификой их физических данных и огромными перегрузками (до 4-5 G при скорости до 150 км/час), которые испытывают спортсмены в период скоростного спуска.
Основная цель создателей санных «болидов» — обеспечить им высокие аэродинамические свойства. При скоростном спуске важна каждая мельчайшая деталь — ведь речь идет о тысячных долях секунды, благодаря которым может быть достигнута победа.
Низкий силуэт (высотой около 120 мм), наклонные сверхтвердые полозья, кронштейны-стойки, удерживающие эргономичное сиденье, две рукоятки для управления — основа конструкции спортивных саней. Особая роль принадлежит полозьям, которые обеспечивают скольжение в соответствии с заданными параметрами и конфигурацией ледяного желоба. Полозья изготавливаются из композитных материалов, обладающих повышенной прочностью и рассчитанных на улучшенное скольжение. Идеальная гладкость, форма и прочность полозьев имеют огромное значение в борьбе саночников за медали.
Как сделать сани самостоятельно
Любители зимних забав изобрели массу способов для изготовления саней своими руками с учетом местных условий: количества снега, температуры воздуха, наличия гор или возвышенностей, с которых можно прокатиться с ветерком. Среди наиболее популярных моделей для скоростного спуска можно отметить сани:
- двухполозные;
- универсальные, без полозьев, где в качестве поверхностей скольжения используются выгнутые пластиковые или фанерные листы с ручками для удерживания и управления санками;
- специальной конструкции с аэродинамическим управлением.
В первом случае это привычные металлические или деревянные санки, состоящие из полозьев и сиденья, прикрепленных к металлическому каркасу.
Особенно популярны сегодня деревянные санки с габаритами 900-290 мм, изготовленные из хорошо обработанных досок толщиной 20 мм и шириной 100-150 мм. Длина полозьев составляет, в среднем, 900 мм, высота ложа санок — 150 мм. По ободу полозьев при помощи шурупов с потайными головками крепятся алюминиевые планки для улучшенного скольжения по снегу.
Полозья санок соединяются между собой поперечинами, вставленными в глухие отверстия полозьев и зафиксированными шипами. Поперечные планки ложа укладываются на расстоянии 10-15 мм друг от друга. Для удобства размещения к санкам крепится спинка и подлокотники сиденья, в передней части — поперечная планка для упора ног, с отверстиями для веревки.
Второй вариант еще проще: сани из листа пластика выгнутой формы (до 500 мм шириной и до 900 мм длиной) с двумя металлическими планками-ручками, закрепленными болтами или шурупами по бокам. Такие универсальные санки одинаково подходят для катания с небольшой снежной горки для детей и взрослых.
Но наиболее впечатляюще выглядит модель четырехполозных саней с легким деревянным сиденьем 1100-600 см на каркасе из дюралевых уголков 50-50 мм (или 30-30 мм). По обе стороны каркаса приварена вертикальная стойка-рама, для прочности усиленная по обеим сторонам распорками.
В качестве передних полозьев саней используются горные лыжи, с возможностью регулирования направления движения саней в пределах 30 градусов, подвижно прикрепленные к каркасу сиденья с упором для ног. Пара задних полозьев из укороченных широких лыж для прыжков с трамплина уравновешивает систему, сообщая ей дополнительную устойчивость.
Для улучшенной управляемости скоростными санями используются два аэродинамических руля из дюралевых уголков с перкалевой обшивкой площадью 0,9 кв. м. Рули крепятся на концах полурамы из дюралевых труб 90-200-210 см, скрепленных между собой шарнирами. Полурама удерживается на главном каркасе сиденья четырьмя тросами с дверными пружинами на концах. Рули и тросы фиксируются на трубах хомутами.
Аэродинамические рули обеспечивают возможность маневров при спуске, в том числе при прыжках с трамплина до 50 м. Торможение осуществляется при помощи нескольких устройств, в том числе механического скребка, тормозного парашюта, посадочного крюка, благодаря чему тормозной путь ограничивается 10-15 м. Скорость таких саней может достигать 180 км/час.
Народным умельцам под силу изготовить настоящие саночные шедевры. Что же, возможно, благодаря их творческим усилиям в нашей стране появятся новые чемпионы, которые прославят российский санный спорт в мировых масштабах.