Лодочные тенты популярны у любителей активного отдыха на воде. Ими укомплектовывают слои плавсредства рыбаки и туристы. Тенты спасают от дождя, ветра, снега.
Разберемся, какие тенты бывают и как сделать их своими руками.
Виды
Тенты на лодку бывают разных типов. Каждый отличается назначением, характеристиками, материалом:
- Носовые. Предназначен для установки на носовую часть моторной ПВХ лодки. Может быть каркасным или накидным. Используется для защиты от встречного ветра и волны.
- Ходовые. Используются в виде навеса над всей площадью лодки. Ходовой тент можно использовать для лодок ПВХ, если в их конструкции предусмотрен необходимый крепеж.
- Стояночные применяются для хранения лодки во время простоя. Этот тип имеет специально выделенное место для покрытия мотора. Стояночные тенты крепятся к лодке при помощи шнура или тонкого троса, который проходит по всему корпусу судна, вдоль борта.
- Транспортировочные. Основным применением является защита судна во время транспортировки. Производятся из более грубых видов тканей, способных защитить лодку от агрессивных и механических повреждений.
Виды тентов на лодку отличаются еще одним нюансом. Транспортировочные и стояночные не имеют жесткого каркаса. Они просто покрывают лодку, так как используются только для хранения плавсредства. Носовые и ходовые покрытия часто каркасные. Они используются с расчетом на скорость движения лодки, скорость ветра. Каркас помогает увеличить площадь над лодкой для удобства пребывания в ней.
Материалы и инструменты
Для изготовления носового или ходового тента на ПВХ лодку понадобится:
- Материал. Он должен отталкивать воду, не грубеть при низких температурах. Для защиты от непогоды лучше шить тент на лодку из материалов из поливинилхлорида. Они изготовляются с дополнительным утеплителем. Также подойдет ткань «Оксфорд». Ее преимущество в комбинации нейлона, полиэстера, резины. Она отлично защитит владельца судна от дождя и ветра.
- Широкая резинка.
- Резиновый шнурок.
- Люверсы.
- Полукольца и крючки из пластика.
- Толстая игла.
- Швейные ножницы.
- Маркер.
Определение размеров
Одним из основных креплений тента на ПВХ лодку, является длинный шнур, продетый вдоль всей линии бортов. Именно это крепление является ключевой точкой в замере материала на тент.
Далее необходимо:
- Определить длину судна, если предполагается выкройка по всему корпусу.
- Определить высоту будущего тента. Для лодок с надувным или резиновым дном он должен быть выше головы владельца на 20-30 см. Лодки с жестким дном, позволяют перемещаться по судну в полный рост. Поэтому стоит учитывать рост владельца и прибавить к высоте 20 см.
- Тент необходимо прошить, учитывая нахлест ткани.
Для наиболее точного замера можно использовать старое одеяло, полиэтиленовую пленку. Нужно просто накрыть лодку материалом, приподнять его на необходимую высоту, учесть длину по бортам.
Также стоит учитывать, из скольких частей будет сшит тент, будут ли в нем отверстия для обзора, закрывающийся выход, боковые карманы, люк.
Изготовление каркаса
Прежде всего для тента на ПВХ лодку необходимо сделать прочный и легкий каркас. Для его изготовления понадобятся алюминиевые, толстостенные трубы, диаметром 30 мм. Их нужно согнуть в виде буквы «П» или дугой. Перед сгибом нужно точно определить высоту и места под монтаж. Некоторые модели ПВХ лодок, имеют заводские крепления под носовой или ходовой тент. Если таких креплений нет, можно приобрести подобные детали и при помощи клея установить в нужных местах.
Для носового тента крепления устанавливаются в 20-30 см от центра каждого баллона в сторону носа. Крепления каркасов ходовых тентов можно устанавливать по центру баллона или в 30 см в сторону кормы.
Определившись с размерами будущего каркаса, каждую трубу нужно согнуть. Гнуть трубы самостоятельно тяжело. Лучше обратиться к мастерам. Они согнут трубы на трубогибе, по точным размерам.
Все согнутые трубы дополнительно проверяются. Их укладывают друг на друга, проверяя точное соответствие по ширине и высоте.
Создание чертежа
Чтобы сделать чертеж самодельного тента на лодку ПВХ, необходимо:
- Замерить длину от крепежного шнура до последней трубы каркаса. Длина учитывается с погрешностью. Берется не менее 20 см с каждой стороны. Края прошиваются с нахлестом для обеспечения надежности при последующем их креплении.
- Замерить ширину материала. Замер делается от шнуров крепления по бортам, высоте каркаса, ширине каркаса. Все замеры одной стороны умножаются на «2». Также учитывается место сужения к носовой части.
Все замеры необходимо перевести на бумагу. При необходимости, в чертеж тента для лодки ПВХ вносятся дополнения: окна, люки, карманы. Также необходимо внести в чертеж все крепления, крючки, кольца.
Выкройка носового тента более простая. Она включает только 1 или 2 элемента каркаса. Отсутствует необходимость замерять центр лодки.
Выкройка для стояночных или транспортировочных тентов делается по замерам ширины судна, сужения к носу, учитывается карман для двигателя. На чертеж переносятся все крепежные детали, места их установки.
Изготовление
После внесения всех дополнений можно перейти к изготовлению:
- Материал обрезается по выкройке носового тента на лодку.
- Прошивается по краям с учетом нахлеста.
- Внутрь пропускного рукава продевается резиновый шнур.
- В зависимости от выбранного крепления пришиваются крючки или проделываются отверстия в пропускном рукаве.
- Материал усиливается стропами. Их пришивают параллельно к крепежам на баллонах.
Готовый тент устанавливается на лодку. Все крепежи монтируются на свои места. Дополнительное натяжение осуществляется за счет регулируемых шкворней.
Полезное видео о том, как сделать тент на лодку своими руками
Особенности изготовления каждого вида тентов
В статье основной упор был сделан на простую конструкцию носового тента. Каждый тип имеет особенности:
- Ходовые конструктивно более сложные. При проектировании нужно учитывать все крепления по длине бортов. Дополнительно пришиваются шнуры на потолок и стенки для крепления к элементам каркаса. Так тент не будет «надуваться» от ветра, проседать от накопившейся дождевой воды.
- Транспортировочные самые простые в изготовлении. Не требуют сложных расчетов. В расчет берутся габариты лодки, учитывается расстояние до крепежных элементов по борту. При необходимости эти элементы устанавливаются отдельно. Также учитывается размер пропускного рукава. Далее стоит покрыть лодку материалом. Отметить по краям и обрезать. Края вшить, установить крючки или проделать отверстия, укрепив их металлическими вставками. Тент должен быть максимально натянут, это убережет от повреждения встречным ветром.
- Стояночные изготовляются по принципу транспортировочных. Особенностью является учет габаритов двигателя моторных лодок. В месте расположения двигателя тент должен быть шире и выше, иметь крепежный шнур. Стояночные часто изготовляются с расчетом по дну. Иными словами, установленный тент полностью закрывает борта лодки, края стягиваются шнуром, продетым в пропускной рукав.
Все виды тентов имеют схожую конструкцию, отличаются только наличием каркаса.
Преимущество изготовления тента на ПВХ лодку своими руками – возможность учесть индивидуальные потребности владельца. Из готовых вариантов не всегда удается подобрать полностью подходящий вариант. Однако с изготовлением придется повозиться – закупить материалы, сделать каркас, начертить выкройки и сшить.
Автор: Денис Лапин,
специально для Mmotoaria.ru